

Детство - это много солнца и белого-белого снега. Это тепло моих бабушек. В семье четверо детей, мы проводили время очень весело даже без друзей.
Сейчас я думаю, какими мы были глупыми, что так быстро хотели вырасти. Счастье детства - это мама и папа. Авторитет отца в доме всегда оставался непререкаемым. Конечно, родителям по-другому было нельзя. Столько детворы - как без дисциплины?
Мне попадало чаще всех, младшего брата не трогали, он был маленький. Средний брат спокойный, послушный, тихий, всегда молчит. Старшая в семье - сестра, девочка. Значит, придумщиком и зачинщиком чаще всего считался Эвклид. Даже если это был и не Эвклид, все равно доставалось ему.
Счастье детства - это дом на земле, кошки, собаки, голуби. Я поил голубей изо рта, как в картине "Любовь и голуби".
У меня в детстве практически не было русского языка, в семье, в моем окружении все говорили на греческом. Русский язык начал учить в первом классе, первые мои оценки по русскому - это даже не двойки, а единицы. Он такой сложный!.. Помню, я был влюблен в свою первую учительницу, думал: "Если бы она знала, что я ее так люблю, она бы мне не ставила единицы…" А уже в восьмом классе некоторые мои одноклассники списывали у меня диктанты по русскому языку.
Я по-русски нехорошо говорил. И часто в мыслях не мог найти нужную форму выражения.
Помню, прочитал "Мертвые души", был потрясен. А вот выразить это потрясение не могу. Я тупо заучивал описание, краткое содержание наизусть учил, и когда выходил к доске, выдавал все заученное. Моя золотая учительница, Ида Михайловна Чумакова, смотрела на меня с сопереживанием… Она видела, что язык я понимаю неглубоко, но какой титанический труд я в него вкладываю.
Но когда поступил в театральное училище, то уже начал купаться в русском слове. Я юморил и даже хулиганил на русском языке. Он стал моим.
Честно скажу, подростком не знал, что такое актерская профессия. Я к этому пришел эмпирически. У меня получалось задавать тон и настрой.
Где-то в пятом классе я принялся за чтение пьес. Меня тогда ошеломил Гоголь, я впервые стал понимать, что такое театр. Родители были уверены, что я должен выучиться либо на юриста, либо на врача, потому что мне это в принципе было интересно. Поэтому, когда я в восьмом классе объявил, что я хочу быть артистом, у них, конечно, был шок. Мама сказала категорическое "нет". А папа отвез меня в театральное училище. И был уверен, что не поступлю. Я поступил с первого раза!
Мне не исполнилось еще пятнадцати лет, но уже тогда понимал, что постучался именно в те двери, которые мне были нужны.
Почему понимал? По одной простой причине: все, что мне запрещали дома, в школе и обществе, все это приветствовалось в театральном училище. Хулиганство, смелость, фантазия, воображение, азарт, темперамент. Даже если ты ошибаешься - ничего страшного, все равно дерзай.
Когда я читал монолог, мне преподаватель говорила: "Впрыгни на стол..." А она сидит за этим столом. Как впрыгнуть? Я был такой счастливый, что впрыгнул на этот стол - против законов физики, геометрии и воспитания. Да, мощь эмоций давала внутреннюю свободу. Учился очень легко, не замечая, что это учеба.
На меня не делали никаких ставок. Потому что это Украина, а я Эвклид Кюрдзидис. Артист с таким именем - кого он будет играть в украинской классике? А в русской кого он будет играть?..
Но про меня говорили "способный". И я учился во весь душевный мах! Выпустился с красным дипломом. Я был счастлив, это была моя стихия . Потом все то же самое повторилось, когда я начал учиться во ВГИКе. Кого он будет играть с фамилией Кюрдзидис?
А я не мог это понять! Как же так? Актер должен своей игрой заставить зрителя забыть имя актера и погрузиться в происходящее, едва тот выходит на сцену или появляется в кадре...
Не раз слышал фразу: "Будущая Нонна Мордюкова, берем". "Будущая Клара Лучко, берем". А зачем им вторая Мордюкова, зачем вторая Лучко? Второй Мордюковой не будет. Никогда не будет!
Как было странно, когда греки назвали меня русским Аль Пачино, а русские считают греком. Ты не там и не там. Когда помудрел, понял, что я с теми, с кем рядом расту и меняюсь. Я всегда дружил только со взрослыми, потому что мне было интересно. Мне интересны люди талантливее меня, я с ними расту.
В моих родных Ессентуках живет много греков. Они не всегда меня понимают. Они не понимают, почему я пять минут сижу с ними, очень активно общаюсь: обнимаю, целую и исчезаю. Они не понимают, где я провожу столько времени. Мы общаемся до седьмого колена. Мне пишут со всего мира и обижаются мои четвероюродные, троюродные братья и сестры, если я их не знаю.
За многое, за понимание и отношение к старшим, к семейным ценностям, греки по своей сути созидатели, никогда не разрушители, никогда.
Как мне Лариса Удовиченко сказала: "Ты какой-то аристократ". Я не аристократ, просто меня так научили жить и вести себя мои бабушки и дедушки, делаешь - делай, отдавая себя полностью. Чуточку не засчитывается.
Например, уступить старшему, промолчать. Хотя иногда хочется сказануть резкую правду, но я понимаю, что человек старше, и молчу. Сижу порой и думаю: ну зачем я так воспитан? Я же актер, я должен сказать правду. А я не могу, потому что старше меня. Это относится и к женщине…
Не раз задавался вопросом: Эвклид, какую жизнь хочешь прожить: яркую и короткую или длинную, но скучную? Конечно, я выбирал яркую...
Одно из моих больших открытий - это погружение в труды древнегреческих драматургов Софокла и Еврипида. Я познал их в театральном училище. Будучи подростком, не понимал многих подтекстов. А когда перечитывал в 30, в 35 лет, был потрясен тем, что человеческая природа не изменилась вообще. То есть вот все сегодняшние пороки - те же, что и в античные времена. Правда, и та же героика.
Честно, горжусь тем, что мой маленький народ стал колыбелью цивилизации. Театр, архитектура, политика, философия, поэзия, астрология, астрономия, математика, геометрия, все оттуда.
Почему в последние годы меньше снимаюсь в кино? Никто не отменил понятие "перераспределение рынка". Выросло новое поколение. Новые запросы.
Потом, я сам избирателен в выборе материала, что тоже не способствует бешеной популярности. Если ты раз отказываешься, два отказываешься, в третий раз уже не предложат. Я в профессии с 15 лет, а в кино начал сниматься, когда закончил ВГИК. Господи, какое счастье, что на меня популярность не свалилась сразу.
Падать ведь очень больно. А когда к тебе известность и признание приходят постепенно, то ты принимаешь это более зрело. Жизнь ведь часто как черно-белое кино. Но я не меряю жизнь черными полосами, предпочитаю опустошить кувшин, а затем наполнить его новыми знаниями, новыми ощущениями...
Чаще о том, что я не занят в съемках, переживает мой зритель. Родители, друзья переживают.
А я и в это время полноценно живу, я же не остановился, я не перестал расти внутренне в моменты творческих пауз. Я все также познаю, все так же расту, открываю для себя что-то.
Слава богу, у меня много спектаклей, творческих встреч, перелетов, общения.
За все, что имею как артист, обязан Богу, родителям и своим учителям.
Только им! Владимир Яковлевич Мотыль, Алексей Балабанов, какое счастье, что они у меня были. Это люди, которые вышли из документального кино. Они часто бывали жестокими, такую требовали правду в кадре, что хоть застрелись.
И в театре у меня был такой учитель - Виктор Шамиров, ученик Марка Захарова. Конечно, с ними непросто. Они все авторитарные, с непростыми характерами.
Но я, как актер, счастлив осознавать, что рядом человек, который не пропустит ни грамма фальши.
Истинно одаренные люди - щедрые.
Холодок и зависть идут только от недостатка таланта.
Недавно мне сообщают: "Эвклид, роль для тебя есть, но говорят, что ты дорого просишь за съемочный день?" Я в шоке. Говорю: "Что значит дорого?" Это раз. Во-вторых, когда мне звонят и спрашивают, сколько стоит мой съемочный день, я всегда прошу: пришлите сценарий. Я не из-за денег и не ради славы пришел в профессию. Я могу и бесплатно. Например, в картине "Главный грек Российской империи" я снялся бесплатно. У них не было денег, я согласился только потому, что это было созвучно моему внутреннему миру и очень интересно.
...Мне невозможно понять жадного человека. Когда человек жаден, он жаден до всего. Такие люди никогда не будут мне близки и понятными тоже не станут никогда, однако с некоторыми из них я вынужден работать. Я их не переделаю и не хочу терять свою любимую работу из-за их присутствия.
Но есть какие-то запредельные для меня вещи.
Однажды я был утвержден на главную роль - в момент, когда мне это было очень важно, очень нужно как новый этап актерской жизни.
Вечером режиссер велел коротко подстричься, чтобы более походить на персонажа.
А когда в восемь утра за мной приехала машина, чтобы забрать на съемочную площадку, он мне звонит и говорит: "Не надо приезжать, я взял другого актера".
Я человек православный, желаю ему здоровья и благополучия. Но я очень хочу, чтобы он пережил ровно все то же самое в профессии, что я пережил тогда.
Он вместо меня взял своего друга, который совершенно не подходил по возрасту для той роли. Та работа у них ушла в никуда, о ней никто не знает.
Потому что когда вот так поступаешь с людьми, то ничего хорошего не происходит.
Вот у него я сниматься никогда не буду. Никогда! Даже если он снимет гениальное кино, я подойду, его похвалю и исчезну.
Когда я вижу хорошее кино или читаю талантливую книгу, я просто восхищаюсь. Мне не важно, кто он, враг или нет, главное, что я вижу успех и талант. Перед талантливым всегда сниму шляпу и скажу себе: ты бы так не сделал. Себя ведь ни в чем не обманешь.
Как говорит моя мама, "когда-то придется умирать и отдавать душу Господу". Меня эти слова очень трогают.
Но всякое в работе случается, и, слава богу, прекрасное сотрудничество тоже меня не обошло стороной.
Владимир Мотыль. У него был очень сложный характер. Авторитарный, жесткий. Но он для меня святой.
Во ВГИК меня, как иностранца, приняли на платной основе. Почему как иностранца? Не знаю, тогда рухнул Советский Союз, а я грек.
Я должен был платить страшные по тем временам деньги - одну тысячу семьсот долларов в год. Тогда за эту сумму можно было купить квартиру в Москве. За первый год учебы папа с каким-то неимоверным трудом собрал мне эту сумму. На что учиться дальше, я не мог себе даже представить.
И вдруг мне говорят: тебя разыскивает Владимир Яковлевич Мотыль. Он взял меня, студента второго курса, без всяких проб в картину "Несут меня кони". Я жил в полуподвальной комнатке с крысами. Жуткое было время. Пришел подписывать договор, в котором был указан грошовый гонорар. Директор картины говорит: "Ты еще должен приплачивать за то, что у самого Мотыля снимаешься…"
Вдруг звонок в этот же день. Я снимаю трубку и слышу голос Владимира Яковлевича Мотыля: "Эвклид, сколько твоя учеба стоит во ВГИКе ?" Я растерянно отвечаю: 1700 долларов. Он положил трубку. В итоге я получил две тысячи долларов за роль третьего плана. Он меня спас, прежде всего не финансово, это месяц настоящих съемок, а не теории, и, конечно, щедро оплатив мой любимый ВГИК. И я это помню всегда.
В Беларусь я первый раз приехал учеником 8-го класса, моим классным руководителем был учитель истории, фронтовик Николай Николаевич Куренков.
Он провел нашему классу экскурсию по Хатыни. Меня она буквально ошеломила.
Понимаете, у актерской природы воображение обострено, нервы оголенные. Поэтому, когда я видел черные трубы, смотрящие в живое небо, у меня был самый настоящий шок. Домой я вернулся немножко другим. Лучше стал.
Я столько раз приезжал в Беларусь и в Советском Союзе, и потом в 90-е годы. Все было в разрухе и запустении, а там всегда был удивительный порядок. Во всем.
Когда слышу разговоры о том, что белорусам и россиянам надо разъединиться, мне, греку, это совершенно не понятно.
Один и тот же народ, один и тот же менталитет. Если взять артистов: многие белорусские актеры отучились в Москве. А российские - живут и работают в Беларуси.
Владимир Гостюхин большую часть жизни живет и работает в Минске. Он русский человек - народный артист Беларуси. И он не уедет оттуда, ему там очень нравится.
Близко ли мои слезы? Заплакать я не могу. Влага на глазах может выступить от искренности. Когда человек просто так протягивает руку другому человеку.
Был такой период - я служил в Пятигорском молодежном театре "Ступени", тогда шел страшно циничный передел имущества. Историческое здание театра подожгли, а затем его у нас отобрали.
Вот тогда пришлось принимать трудное решение: уехать из страны, которая вдруг стала не моей, или остаться?
Один друг сказал мне: "Эвклид, приезжай в Москву на месяц, поживешь, а потом улетишь в Грецию". Я приехал и был ошарашен чувством, будто я когда-то жил в этом городе. Все мое. Люди, масштабы, ритмы, запахи. И я остался.
Через год после окончания ВГИКа случился дефолт, мои родители говорили, что актерство - не мужская профессия. А я не понимал, что значит "не мужская профессия"? Это был страшный для меня удар, когда нахлынуло четкое ощущение, что приходит конец моей самой заветной мечте - стать артистом.
И снова было трудное решение - уйти из профессии или остаться. Но что удивительно: как только я принимал это трудное решение, в этот момент происходило настоящее возрождение. Понимаете, как только я понял, что это конец мечте и я уезжаю в Грецию, я тут же приехал в Москву и поступил во ВГИК.
Как только я окончил ВГИК и понял, что как актер не востребован, ровно в это время приехал легендарный немецкий режиссер Петер Штайн, который сразу взял меня в свой проект. У меня были уникальные партнеры: Владимир Этуш, Михаил Козаков, Ирина Купченко, Евгений Миронов.
Однажды я балансировал между "жить" или "не жить". Проходил мимо женского Рождественского монастыря в Москве и понял, что мне туда нужно зайти. Зайти и выплеснуть всю свою боль. Иначе все, конец!
Мне навстречу попалась монашка, которой я сказал, что хотел бы исповедаться. По-моему, я тогда не знал этого слова. Она мне указала: "Вот там, за углом…" Там большая очередь, я становлюсь и терпеливо жду своей минуты.
Подхожу к батюшке и ничего не могу сказать. Он молчит. Я пытаюсь, но не могу. 5 минут, 10 минут, 15 минут... Веришь, мое молчание длилось минут сорок, не меньше.
А батюшка был такой хрупкий, маленький. В какой-то момент он стал искать карандаш, чтобы я мог написать записку. И меня прорвало, я так громко говорил. И когда я все это выплеснул из себя, мне казалось, что он сейчас скажет громко: "Вон отсюда!" И ударит меня.
А он меня обнял и поцеловал.
Я вышел из храма…
Во-первых, я дышал.
Во-вторых, я не шел, летел. И это было мое возрождение. Потому что если бы этого не произошло, то был бы худший вариант. Жизнь бы закончилась.
Вот, чтобы ты понял. Мама ко мне была самая строгая. Мама больше всех меня не понимала. Не понимала мою творческую природу. Необузданную фантазию, желание все попробовать. Я многое ломал и рушил в ее представлении.
Из всех четверых детей больше всех доставалось от нее мне. Но она у меня самая лучшая, самая любимая. Просто за то, что она у меня есть. Ей 81 год. Она говорит: "Я старая…"
"Кто сказал?" - спрашиваю я.
Когда она знает, что я лечу домой, она красит волосы, делает маникюр. Она у меня самая красивая. Я до сих пор покупаю ей драгоценности. Она говорит: "Зачем, сколько мне осталось жить?" Я говорю: "Носи". Недавно привез ей кольцо с бриллиантами под серьги. Смотрю, она надевает его, и оно ей нравится. Я ее просто люблю.
Отец? Он никогда не признается в любви. Никогда не обнимет, никогда не поцелует. Никогда не скажет: ты молодец, я горжусь тобой, ты самый лучший сын на свете. Ни разу я не слышал это от него. Никогда не сказал, что наши соседи тебя обожают, все фильмы смотрят. Ни разу. Но всем, что я имею, - я обязан ему. Он мне никогда не сказал "нет". Я сказал, что я хочу в театральное училище. Он меня молча повез. А ему все родственники говорили: да кем он будет? Он верил в меня.
Когда я первый раз влюбился, естественно не в гречанку, и привез ее в дом, он сказал: завтра играем свадьбу. Мама падала в обморок…
Мне так хочется с ним сесть и поговорить. Но я знаю, что он ничего не скажет. У него глаза все говорят. Он любит людей. Он фундамент.
Знаешь, ты меня поймешь, потому что мы в одинаковой физике. Мы ровесники. По законам нумерологии считается, что самый тяжелый переходный возраст - с 49 до 56 лет. На этот период приходится больше всего самоубийств, разводов, человеческих падений. Именно в этот период люди часто теряют опору, полжизни прожито, сколько осталось, как дальше?
Так вот, сейчас я реально ощущаю, что жизнь земная - совсем короткая, что основная жизнь - там, за рамками земной жизни. Мы рождаемся одними, а уходим совершенно другими. Мы должны приобрести опыт. Извини, я повторюсь, скажу слова банальные, но все, что мы накапливаем за жизнь - машину, дом, деньги - мы с собой в могилу не унесем. И тело мы тоже не унесем.
Но я верю, что там есть жизнь. Куда делись великие Софоклы, Архимеды, Сократы? Пушкин, Гоголь, Гумилёв, - они что, ушли? Нет, они там все есть. И я знаю, что я тоже там буду. Но я должен успеть что-то максимально сделать в этой жизни и только для других.
Я люблю красиво одеться, хорошо поесть. Я нежадный, я люблю тратить, если зарабатываю. Если не зарабатываю - пью чай с хлебом. Но мне не интересно копить деньги, купить одну квартиру, вторую, третью. Дачу, несколько машин. Нет. Мне хочется что-то оставить после себя, более важное.
Мне бабушка говорила: помочь брату, сестре, маме, родственникам, другу, это как зубы почистить. Это не обсуждается. Это невеликий подвиг.
А вот помочь чужому, бомжу, бедному, нищему, оступившемуся человеку - это больший подвиг.
Мне очень хочется не пройти мимо чего-то важного. Во мне же тоже есть что-то плохое, и я борюсь с этим. Зритель и читатель не поверит, но иногда я не могу себя удержать и вижу, как человек пугается. Но я себя хватаю и извиняюсь. Да, это непросто. Но я тогда ночь не сплю, и утром позвоню, попрошу прощения.
Мне плевать, даже если это враг, а я был неправ, то я звоню и извиняюсь. Клянусь! Я всегда был эмпатичным ребенком. Если кто-то плакал, я не мог пройти мимо. Очень хочу как можно реже проходить мимо чужих слез…
Досье "СОЮЗа"
Эвклид Кюрдзидис родился в 1968 году в Грузинской ССР, большую часть детства прожил в г. Ессентуки. Снялся более чем в семидесяти фильмах, среди которых "Страна глухих", "Война", "Баязет", "Мой личный враг", "Склифосовский". Работает в театральных проектах, выступает с концертными программами. Основатель и президент Открытого фестиваля популярных киножанров "Хрустальный ИсточникЪ", который проходит в городе Ессентуки. Фестиваль стал главным культурным событием на Кавказских Минеральных Водах.
Эвклид Кюрдзидис - заслуженный артист РФ.