Юрий Бутусов: Великий Товстоногов когда-то говорил, что с классикой надо поступать как с современным материалом, а с современным материалом - как с классикой. Когда ты ее не боишься, то открываешь много смыслов, которые могут засверкать по-новому...
Я, например, ненавижу постановки "Ревизора", которые строго следуют тексту пьесы. Сейчас изучаю эту пьесу в трактовке Всеволода Мейерхольда - у меня есть копия режиссерского экземпляра. Его спектакль - признанный театральный шедевр. Но когда он только появился, это была бомба и страшный скандал. Слова-то там гоголевские, но композиция другая, другая трактовка образа Хлестакова, фрагменты из "Женитьбы" включены. Режиссера обвиняли в том, что он исказил текст, что история вдруг стала совершенно не смешной, а глупой, страшной, ошарашивающей и эротичной. Для русского театра это был поворотный момент.
Я бы хотел подражать Мейерхольду. Быть таким свободным, талантливым, озорным и содержательным, как он. И хотел бы не быть тем, кто повторяет какие-то приемы, "не выходит за рамки", пытается находиться в рамках представлений о хорошем вкусе. Таких режиссеров много. Они клянутся в верности автору, классическому тексту... А выходит зачастую просто скучно, пусто, неинтересно и буржуазно. Это делается, чтобы нравиться публике и не нарушать канонов.
Традиция в театре существует для того, чтобы ее нарушать. Чтобы работать с ней. Если она настоящая, она никуда не уйдет.
Когда начинаются разговоры вроде: "А вот, вы тут у Чехова сцены переставили местами..." - хочется спросить: "Вам сам Чехов позвонил и пожаловался?" Если вы имеете право судить, как надо, то и я имею.
Когда-то режиссер Питер Брук написал статью под заголовком "Дьявол - это скука". И это колоссальная мысль. Многие несчастья в жизни происходят оттого, что человеку скучно. Когда в театре нет энергии заблуждения и попытки сделать открытие, возникает скука и разрушает человека. Она рождает отрицательную энергию, которой здесь просто не должно быть. Мы часто подменяем поиск содержания (с азартом, с ошибками...) тем, что называем "хорошим вкусом". В театре хороший вкус - это разрушение традиций, попытка выйти за рамки определенности и штампов. Это всегда мой риск. Посмотрите, что делает патриарх русского театра Лев Додин. Ему уже за 70, но он находит силы преодолевать свои "каноны", становиться другим.
Юрий Бутусов: Я очень ценю, уважаю, изучаю и принимаю значение Станиславского. Но я его не обожествляю. Потому что есть Брехт и Шекспир. Знаю людей, которые говорят, что в театре нет ничего, кроме русской психологической школы, кроме Станиславского. Для меня это не очень правильно. Все мы разные, и каждый выбирает то, что близко именно ему.
Кто-то терпеть не может Брехта, а для меня он один из самых ярких представителей мирового театра. Брехт и Станиславский взаимосвязаны, на эту тему целые исследования есть. И когда мы отталкиваем друг друга, это тоже взаимосвязь. Если я не согласен с собеседником, но в нем есть сила убеждения, это тоже меня формирует.
Шекспир вообще гениален! Но вспомним, как возникли все его пьесы. Он брал историю, которая уже существовала, была известна людям. С актерами на площадке он этот сюжет разбирал и сочинял текст. Какие-то монологи были вставлены просто для того, чтобы исполнители могли переодеться. В каком-то смысле я проповедую этот шекспировский способ создания спектакля.
...Конечно, у каждого автора вырабатывается свой художественный язык. Например, произведения Достоевского похожи друг на друга - там много криков, истерик и нервных срывов. Это не штамп его, это стиль. И вот я тоже беру на себя наглость вырабатывать свой язык. Допустим, в моих "Трех сестрах" много кричат. Почему? Мне показалось, что способ, которым Чехов вскрывался на сцене многие годы, перестает работать. И известное выражение "На сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы" я из своего сознания убираю как штамп, чтобы страсти героев, которые традиционно заглушали, раскрыть по-другому. Но если я чувствую, что получается крик ради крика, то ухожу от него.
Художественный прием становится штампом, если ты применяешь его, не раздражаясь на себя за это. Я люблю слово "раздражение". Это полезное чувство для того, кто занимается искусством. У всех бывают моменты, когда ты начинаешь себя ненавидеть, понимая, что в сложной ситуации используешь то, что сработает однозначно. Наверное, надо найти в себе силы эту инерцию уничтожить.
Юрий Бутусов: Никаких красных флажков у режиссера нет и не должно быть. В поле культуры работает много людей, и вы как зритель вправе сделать свой выбор. Не ходите на спектакли режиссера, с которым не согласны, или вступите с ним в диалог. Кому-то кажется, что постановщики его держат за дурака... Я тоже ненавижу, когда меня держат за дурака. И просто не смотрю такие фильмы и спектакли. Храните собственное достоинство.
Мы всегда можем понять, как с нами хотят разговаривать: честно или нечестно. Какое-то произведение может выглядеть "неправильным", непонятным, но при этом быть честной попыткой диалога. Мне тоже не нравится то, что делают некоторые коллеги. Но я не могу не видеть, что они честно пытаются со мной говорить о важных вещах. Не всегда режиссерское предложение, не соответствующее буквально тому, что написано в тексте, является неправильным. Так может открыться что-то такое, о чем вы бы никогда не подумали.
Режиссер ведь не обслуживает ни актеров, ни текст. Режиссура - это авторская профессия. Мне неинтересно заниматься ею, если я не имею права на свое понимание. Но я стараюсь, чтобы оно было содержательным. Есть какая-то зрительская оголтелость в этом праве судить, что в театре правильно, а что нет, что можно делать с текстом, а чего нельзя. Как режиссер я хочу диалога, я хочу, чтобы вы меня тоже учитывали.
...Знаете, у меня трудные отношения с Бетховеном. И в исполнении Нейгауза эта музыка в меня не попадает. А в трактовке Григория Соколова мне открываются двери в прекрасный мир. Смысл любого искусства не в повторении, а в том, чтобы произведение дышало, было освящено индивидуальностью...
Не могу назвать себя приверженцем именно русского театра, но в нас "вшита" некая мистериальность. То, что происходит, когда мы соединяемся в Церкви. Так же и в театре мы объединяемся неким общим чувством. Его ничем нельзя подменить. Ни одно искусство не имеет такой возможности - объединить верой во что-то людей разных взглядов, как членов разных конфессий. Те, кто это осознает и за этим приходит в театр, - счастливые и особые люди.
Справка "РГ"
Юрий Бутусов - известный российский театральный режиссер. Родился в 1961 году, окончил судостроительный институт, работал по специальности, менял профессии, серьезно занимался конным спортом. В 1996-м окончил режиссерский факультет Санкт-Петербургской академии театрального искусства и начал ставить спектакли в Театре имени Ленсовета. В 2011-м стал его главным режиссером, некоторое время был его художественным руководителем. Под руководством Юрия Николаевича этот театр сделался одним из самых ярких и успешных в Санкт-Петербурге. Кроме того, Бутусов много ставил за рубежом и в Москве: в "Сатириконе" и "Табакерке", МХТ имени А. Чехова и Театре имени Пушкина, в РАМТе. Преподает режиссуру драмы в РАТИ (ГИТИСе). Бутусов - лауреат множества престижных театральных премий. Его спектакли отличает особая энергичность, динамизм, музыкальность, оригинальный подход к построению сюжета.