В свою очередь, чиновники попросили не нагнетать ситуацию и напомнили о том, что ответственность производителей за утилизацию товаров и упаковки введена более четырех лет назад. За это время производители не озаботились переработкой отходов, которую полностью оплачивает потребитель, предприятия же просто не заинтересованы в использовании новых экоматериалов.
Введение подобных изменений объясняется тем, что поправки помогут устранить правовые пробелы в законодательстве, которые до сегодняшнего момента позволяли производителям уходить от ответственности за утилизацию производимых отходов, объясняет Гульнара Ручкина, профессор департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ.
В европейских странах - Германии, Швеции и других - подобная система утилизации отходов настраивалась десятилетиями. Россия только вступила на этот путь и прорабатывает свои механизмы, полагает Наталья Соколова, руководитель секции "Экология и охрана окружающей среды" Комитета Совета Федерации по АПК и природопользованию. Нововведения предполагают создание реестра товаров и товаров в упаковке в единой информационной системе. Не внесенные в реестр товары будут запрещены к продаже. Подобный порядок будет стимулировать производителей к реальной утилизации товаров, потерявших потребительские свойства. Мы сможем говорить о создании экономики замкнутого цикла, уверен эксперт. За такой сложной системой на начальном этапе необходим контроль, цифровой и автоматизированный, и без участия в нем ФНС не обойтись. Однако следует понимать, что информатизация обращения с отходами позволит собрать всех участников РОП, а в дальнейшем - приблизиться к поставленной на начало 2022 года цели: 100-процентной утилизации упаковки.
Но пока, по мнению представителей бизнеса, нет никакого понимания, как будет проходить сбор данных о товарах и упаковке, и это главная тема для обсуждения сейчас.
В России нет точной информации о количестве зарегистрированных бизнес-единиц, составленной в рамках российской реформы расширенной ответственности производителей (РОП), напоминает Андрей Белянин, генеральный директор ГК "Тамаки". Реформа хоть и начала работать в 2015 году, но до сих пор из миллиона российских предприятий лишь несколько тысяч регулярно отчитываются об утилизации товаров и упаковки.
Ретейлу и производителям товаров просто неизвестны основополагающие вещи для правильного функционирования этого механизма: как вносить данные в реестр, кто их будет верифицировать, с какой скоростью это будет происходить. При этом сообщается, что реестр заработает уже с 2022 года - ряд товаров просто физически могут не успеть внести в данный реестр, уверен Вячеслав Нечаев, руководитель экологических проектов "ТИАР-Центра".
Поэтому большинство товаров и услуг вряд ли быстро попадут в реестры. Процесс заполнения таких реестров создаст определенные очереди, ошибки и прочие вещи, которые автоматически переведут ряд товаров в запрещенную категорию. Это создаст проблемы для всей цепочки поставок и в итоге лишит покупателя желанного товара, а бюджет - налогов, напоминает Михаил Попов, CEO TalkBank. Сложно предусмотреть, какие товары сразу попадут в эти реестры, а какие нет. Выпадение определенных товаров может нести не только экономические, но и социальные последствия. Мы видели это на примере с фармакологическими препаратами, которые выпадали в связи с определенными процедурами их регистрации и ограничениями в работе аптек.
Для малого и среднего бизнеса очередные взносы и налоги могут стать толчком уйти в теневое предпринимательство, поэтому нужна предварительная перенастройка всей системы, прогнозирует Екатерина Курбатова, руководитель Центра сертификации Ростест Урал.
Нужно прежде всего составить список ограничений с четкими формулировками и с объяснением того, чем они обусловлены. Во-вторых, поддержать те компании, которые по своей инициативе уже занимаются сбором, утилизацией отходов и соблюдают экологическое законодательство. Именно они и должны вместе со своими поставщиками - производителями товаров и упаковки - помочь регулятору в поиске взаимовыгодных и выполнимых решений, регламентирующих дизайн и дальнейшее использование упаковки. Третьим важным условием является развитие автоматизированной системы учета, охватывающей весь жизненный цикл упаковки - от ее производства и уплаты соответствующих налогов до прилавка ретейлера. Такая система позволит объективно и своевременно выявлять нарушения, обеспечивая прозрачность процесса и контроль над ним, уверен Демид Голиков, руководитель направления "Стратегическое планирование" ГК "Институт Тренинга - АРБ Про".
- Не исключаю, что внесение этих данных в электронную систему (реестр) упростит жизнь всем задействованным сторонам. Узнать это мы сможем только после вступления законопроекта в силу. А пока времени остается достаточно, мы рассчитываем, что замечания и предложения от компаний будут рассмотрены. Это позволит получить рабочий вариант, который устроит обе стороны, - резюмирует Полина Климова, эколог онлайн-ретейлера Самокат.
Артем Родин, адвокат:
- Сейчас производители и импортеры, на которых возложена обязанность по обеспечению утилизации или уплате экологического сбора, раз в год обязаны сдавать отчетность и декларации с указанием количества произведенных или импортированных товаров и упаковки, а также сколько из них было утилизировано. При этом должны достигаться установленные правительством РФ по отдельным категориям товаров и упаковки нормативы утилизации. Однако проверка достоверности этой отчетности сейчас сложна: если количество импортированных товаров у упаковки можно проверить по данным таможенной службы, то информация о количестве произведенных в РФ товаров и упаковки отсутствует, что затрудняет проверку достоверности отчетности.
В связи с этим законопроект предусматривает создание единой федеральной государственной информационной системы учета отходов от использования товаров для автоматизации процессов сбора, обработки и хранения информации в сфере обращения с отходами от использования товаров. Частью этой системы будут реестры производителей и импортеров товаров, а также реестр товаров и упаковки товаров. Причем закон предусматривает, что производители и импортеры должны будут самостоятельно зарегистрироваться в этой системе и через личный кабинет сами вносить в реестр сведения о производимых и импортируемых ими товарах и упаковке и отвечать за полноту, достоверность и актуальность информации, а также своевременность ее размещения. Это нововведение, безусловно, облегчит контролирующим органам, в частности Росприроднадзору, проверку достоверности отчетности об утилизации (которая будет сдаваться два раза в год) в части количества товаров и упаковки, подлежащих утилизации, а также правильности расчета и уплаты экологического сбора, собираемость которого может в результате увеличиться с трех до 190 миллиардов рублей в год (такие оценки звучали в начале 2021 года при обсуждении концепции совершенствования РОП). Фактически проверка будет осуществляться самой системой в автоматическом режиме и потребует лишь минимального участия человека для обеспечения работоспособности системы.
(Комментарий подготовлен газетой "Призыв" Домодедово)
Евгений Сафонов, директор филиала "Российский государственный гуманитарный университет" в городе Домодедово:
- Я полностью одобряю законопроект Минприроды о расширенной ответственности производителей за утилизацию товаров и упаковки. Уверен: ни у мирового сообщества, ни у России нет другого выхода, как только двигаться по пути увеличения переработки отходов. В нашей стране за последнее десятилетия количество отходов увеличилось в два раза. При этом 90 процентов отходов просто захоранивается на полигонах. А ведь это часто - ценнейшее сырье, которое можно переработать и использовать вторично. Перерабатывается пока где-то 7 процентов вторсырья - это ничтожно мало. Захоронение отходов - это, фактически, "похороны" проблем, которые очень серьезно проявляются сейчас и будут еще серьезнее в будущем, поэтому их обязательно нужно решать.
Правительство Подмосковья, например, ведет большую работу по закрытию полигонов и строительству перерабатывающих производств. По мнению многих экспертов, в сфере переработки отходов необходимо достичь цифры 60 процентов - это, фактически, коллективный общественный иммунитет против экологических проблем и даже катастроф. Ведь что такое закопанный мусор? Это загубленная экология, которая негативно влияет на здоровье людей, это занятые свалками земельные участки, которые можно было бы использовать продуктивнее, и, в конечном итоге, снижение общих экономических показателей. К слову, введение экологического сбора - это возможность концентрировать средства на решение экологических и экономических проблем на уровне государства.
Нам нужно срочно увеличивать количество перерабатывающих производств. Мы как-то подзабыли практику Советского Союза, где считали, что отходы - это хорошее сырье для производства. Есть повод вспомнить о ней. Вот, например, в то время принимали за деньги стеклотару. В магазине бутылка газированного напитка "Буратино" стоила 24 копейки, а сданная от него бутылка - 12 копеек. Две бутылки выпил, сдал пустые - и можешь купить еще одну. Понятно, что в те годы были твердые стандарты на все, в том числе на стеклянную посуду, и ее можно было обработать и использовать вторично. Сейчас это невозможно, и производителям дешевле выпустить новую тару, чем возиться со "вторичкой".
Переработка стеклянного боя - тоже занятие не из дешевых. Но надо находить какой-то выход - удобный и доходный для всех, кто будет задействован в таком производстве. Хотелось бы сказать несколько слов и о видах упаковки. В нашей стране все как-то привыкли затаривать покупки в пластиковые пакеты. Сейчас, правда, многие переходят на многоразовые сумки для продуктов. А вот за рубежом активно используют для продуктов бумажную тару, а пластик - только для упаковки одежды. Нам бы тоже надо обратить внимание на этот опыт.
И еще одна частность. В связи с новым законопроектом производители товаров высказывают опасение, что какие-то позиции не смогут ввести в электронные базы данных, то есть оцифровать. Опасения понятны, но возможность "не попасть в списки" может возникнуть только в том случае, если сами производители не озаботятся оцифровкой своих товаров. Просто всем нужно научиться учитывать в производственном процессе затраты на освоение цифровых технологий.