В Курске проведут полный аудит трамвайной инфраструктуры

Череда происшествий с трамваями в Курске стала поводом проверить состояние электротранспорта и инфраструктуры для него, а также в очередной раз задуматься о дальнейшем использовании подвижного состава и рельсового хозяйства. Ведь несчастные случаи с трамваями могут продолжиться уже с более негативными последствиями.
Правительство Курской области

Самым резонансным происшествием стала авария 27 июля. Тогда рано утром на улице Запольной трамвай сошел с рельсов и на перекрестке с Верхней Луговой столкнулся с иномаркой. Но тяжелую машину это не остановило, и трамвайный вагон пролетел дальше, сбив женщину-пешехода. Спасателям пришлось потрудиться, чтобы извлечь ее из-под вагона. В числе пострадавших от этого оказался и пассажир.

Не успели утихнуть разговоры о происшествии, буквально ночью этого же дня еще один курский трамвай сошел с рельсов, а через день пожарные бригады были вызваны тушить возгорание на крыше одного из вагонов. Однако пожар локализовали проезжавшие мимо полицейские.

Не прошло и недели, как в Курске снова зафиксировали трамвайное происшествие. Вагон сошел с рельсов на улице Добролюбова и выехал на тротуар. К счастью, никто не пострадал.

Все это обсудили профильные чиновники региональной администрации. Председатель областного комитета транспорта и автодорог Сергей Солдатенков назвал причиной трагического ДТП с трамваем, после которого пришлось госпитализировать и пассажира, и пешехода, не сработавшую систему экстренного торможения. Он отметил, что в тот момент контактная сеть оказалась отключена, тормоза попросту отказали. Вагон набрал скорость на уклоне городской улицы, однако по какой причине не сработала система экстренного торможения, не ясно.

Причиной второго ДТП с трамваем - на Добролюбова - оказалось расширение путей, по которым передвигался вагон. Эксперты выяснили, что деформация произошла из-за аномальной жары: столбик термометра на солнце в этот день дополз до 40 градусов выше нуля.

Аудит трамвайной инфраструктуры позволит планировать вложения в отрасль

Ситуация с трамвайной инфраструктурой стала темой для обсуждения на заседании администрации области. Сергей Солдатенков отметил, что пока курские эксперты сами проверяют трамваи, пути, депо - словом, все, что связано с движением вагонов по их маршрутам. Однако с сентября полное обследование трамвайной инфраструктуры будет вести специализированная организация.

- Контракт будет заключен в ближайшее время, - отметил Сергей Солдатенков. - Обследование продлится в течение двух месяцев.

После череды происшествий работу Восточного трамвайного депо проверил первый заместитель председателя регионального комитета транспорта и автомобильных дорог Александр Васильченко. Он отметил, что посетил и диспетчерскую, и медкомнату, и цеха, где ремонтируют и готовят к выходу на линию трамвайные вагоны. Все работает так, как и должно.

При этом каждый трамвай имеет собственную книгу, в которой отражается работа вагона: его неисправности, поломки на линии и вне ее. Информация о техническом осмотре отражена еще в одном документе - журнале учета. Вагоны обслуживают ежедневно: помимо уборки салона, обязательно проверяются тормозное оборудование, световая сигнализация, ходовая часть, в целом все то, что необходимо для эффективной работы вагона.

Тщательно проверяются и водители. Медики делают предрейсовый осмотр и не выпускают на линию тех сотрудников, самочувствие которых рабочим назвать нельзя.

Однако даже при образцовом обслуживании трамвайных вагонов и инфраструктуры для них не стоит забывать об изношенности. И без технических паспортов, где обозначены даты начала эксплуатации трамваев, понятно, что работают они очень долго. Пока же износ трамвайных путей оценивается более чем в 60 процентов, а средний возраст вагонов составляет 26 лет. Одному из вагонов так и вовсе скоро исполнится 40 лет, а он еще на ходу, перевозит пассажиров, часть которых младше него самого. Александр Васильченко отметил, что после инцидента с сошедшим с рельсов трамваем на предприятии "Курскэлектротранс" создали специальную комиссию по расследованию случившегося. Она не просто изучит состояние трамвая-виновника ДТП, но и проверит исправность тормозной системы всех вагонов этого типа, в том числе в случае аварийного отключения контактной сети.

Кроме того, теперь каждое утро водителей курских трамваев начинается с инструктажа о том, как действовать в подобных ситуациях.

Изменить ситуацию с трамвайным парком и инфраструктурой могут только колоссальные инвестиции в нее. По предварительным подсчетам, для капитального восстановления контактной сети, рельсового хозяйства, депо с ремонтными цехами и прочими функциями необходимо свыше 12 миллиардов рублей. И в Курске, где совсем недавно велись разговоры о том, чтобы вообще убрать электротранспорт с улиц, все же решили оставить и трамваи, и троллейбусы. Комплексный проект развития отрасли уже прорабатывается, причем горизонт планирования составляет до 30 лет.

Полный аудит трамвайной инфраструктуры, который теперь пройдет в городе, также позволит более четко планировать вложения в отрасль. Расчеты по объему инвестиций позволят сделать предпроектную документацию как для обновления подвижного состава, так и для реконструкции и капитального ремонта трамвайного депо и остановок.