Сто с лишним лет назад первый директор музея Александр Котс иллюстрировал лекции по эволюции графическими листами анималиста Василия Ватагина - может, среди них были и эти "Плезиозавры", картон 1914 года с огромными ластоногими, выползшими из моря на сушу. Влажная земля, лоснящиеся тела, сумрак, наползающий с неба: работа ученика Константина Юона из собрания музея сегодня имеет лишь художественную ценность, ученым известно, что плезиозавры только плавали.
Ватагин и его младший коллега Константин Флеров применяли законы современной сравнительной анатомии к доисторическим условиям жизни, приправляя их фантазией и талантом - и авторов учебников, и директоров музеев, по чьи заказам писались картины, это устраивало. Да, шеи тех же плезиозавров не могли изгибаться, как змеи - но по этим изгибам и запоминаешь работу! А "пильтдаунского человека" и вовсе не существовало - но Флеров, пока мистификация с якобы найденными останками существа - "недостающего звена" в эволюции между обезьянами и человеком - не была разоблачена, успел создать в фовистском духе полотно, на котором пильтдаун заносит копье над носорогом, вынырнувшем из мутной реки.
Но чем больше становилось знаний, тем меньше было эмоций. К концу прошлого века в искусстве для зоо- и палеонтологических музеев и учебных пособий началась настоящая революция - последовавшая за революцией естественнонаучной и технологической. Выставка продолжается 3D-реконструкциями доисторической фауны, созданными современными последователями Ватагина и Флерова. Взаимодействие ученых, авторов атласов и палеохудожников, среди которых сейчас много биологов и палеонтологов, стало строже и плотнее, и сегодня, делая книгу, художнику стоит держать прямую связь с заказчиком, на ходу уточняя - не оказался ли после последних раскопок хвост у изображаемого существа чуть длиннее, чем было известно до раскопок?
Вот и в хвосте у этого Epidexipteryx, сидящего на ветке в зеленой листве динозаврика, в полном соответствии с найденными в пещерах Северного Китая отпечатками, четыре ярко-красных пера и зачатки перьев на передних лапах, начинающих становиться крыльями. Это работа Сергея Красовского, художника-анималиста, палеоиллюстратора, работающего для National Geographic и европейских издательств, лауреата международных конкурсов. Цифровое "полотно" Николая Зверькова, научного сотрудника Палеонтологического института, автора статей в научных журналах, еще в школе, под влиянием Спилберга, начавшего рисовать динозавров: огромная рыба Leedsichthys и акула Hybodus охотятся в мутной голубой воде среднеюрского периода.
Впрочем, место фантазии и вдохновению есть в этой теме и сейчас. "Мужики всегда во что-то играют, кто-то в машинки, кто-то в войну, - говорит Владимир Илюхин, передавший на выставку стальные рельефы смилодона и бронтозавра, сварного фороракоса и другие скульптуры. - А я играю в динозавров".
Детям. "Динозавры и другие древние животные", автор и иллюстратор - Мэтт Сьюэлл, издательство "Поляндрия".
Огромный диплодок, наводящий ужас ютараптор, шипастый "рогатый дьявол реки смерти"... Этих и многих других древних ящеров можно встретить на страницах книги. Создавая иллюстрации, британский художник Мэтт Сьюэлл использовал последние открытия палеонтологов: "Нам говорили, что динозавры выглядели как огромные ящерицы с грязно-коричневой или темно-зеленой чешуей. Но некоторые палеонтологи теперь считают, что динозавры были разноцветными. Мало того, у многих были перья!"
Взрослым. "Палеонтология антрополога. Иллюстрированный путеводитель в зверинец прошлого", Станислав Дробышевский, издательство "Бомбора".
Книга продолжает серию "Палеонтология антрополога" Станислава Дробышевского. В ней автор подводит читателя к самому интересному моменту - появлению человека. Как складывалась судьба наших предков и как они менялись? Что представляли собой их главные конкуренты? А что происходило в этот период с климатом? Про динозавров и прочих живых существ в подробностях можно прочитать в двух предыдущих изданиях - и не только о том, как они появились и жили, но и как исчезли с лица Земли.
Подготовила Инга Бугулова