Сделать ее обязательной предложили участники совещания Общественного совета при Роспотребнадзоре. Само ведомство несколько лет назад разрабатывало аналогичный проект под названием "Светофор". Красным цветом в ней должны обозначаться продукты с самым высоким содержанием жиров, насыщенных жиров, соли, сахара. Например, продукт с содержанием сахара сверх 22,5 г на 100 г должен был маркироваться красным цветом, от 5 до 22,5 г на 100 г - желтым цветом, менее 5 г - зеленым.
Высокий уровень потребления сахара, насыщенных жирных кислот, соли ведет к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, артериальной гипертонии, сахарного диабета. Чтобы снизить их потребление, нужно информировать потребителя о составе продукта максимально доступным способом, поясняли в Роспотребнадзоре.
Но тогда маркировку предлагалась сделать на добровольной основе. Проект застопорился - производители не захотели своими руками отпугивать покупателей таким "признанием".
Сейчас у "Светофора" сторонников тоже маловато. Для ретейла инициатива труднореализуема, утверждает представитель X5 Group (сети "Пятерочка", "Карусель", "Перекресток"). Во-первых, состав продукта - это зона ответственности производителя продуктов питания, и по закону он может менять содержимое продукта в любой момент. Во-вторых, доля торговых сетей в рынке розничной торговли составляет менее половины, поэтому неясно, как инициатива будет действовать на рынках, ярмарках, предприятиях мелкой розничной торговли и т.д.
Опросы ВЦИОМ свидетельствуют о том, что 98% россиян превосходно осведомлены о том, что кондитерские изделия содержат высокий процент сахара, и около 70% осознают, что необходимо сдерживать свой аппетит при их употреблении, обращает внимание исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности "АСКОНД" Вячеслав Лашманкин. То есть получается, что цели введения "светофорной маркировки" для кондитерской продукции уже достигнуты. При этом конфеты или печенье не являются основой рациона россиян.
Но даже если говорить о базовых продуктах, такая цветовая индикация не имеет доказанной эффективности - не факт, что она будет способствовать изменению пищевых привычек населения. Более того, подобная маркировка может вводить потребителя в заблуждение.
"Например, если неподготовленный потребитель начнет употреблять только продукты, промаркированные зеленой полосой, он превысит рекомендуемые уровни суточного потребления, что приведет к нарушениям в структуре питания и дисбалансу пищевых веществ", - говорит Лашманкин.
"Светофорный" механизм слишком упрощен и не несет практической пользы для потребителя, согласен президент Союза производителей соков, воды и напитков (Союзнапитки) Максим Новиков. Более того, такую маркировку на ценнике товара сложно контролировать, непонятен ее правовой статус.
По данным исследования Аналитического центра при правительстве, вклад безалкогольных напитков в потребление сахаров составляет менее 2%. Дополнительное регулирование индустрии не принесет положительного ЗОЖ-эффекта, но может создать серьезные экономические проблемы для бизнеса, полагает Новиков.
"Если подходить не с точки зрения лоббизма и якобы заботы о нашем с вами здоровье, а с точки зрения логики и здравого смысла, то ясно, что многие продукты, сами по себе не несущие вреда здоровью, если их потреблять в разумных количествах, получат красную маркировку. Это наши национальные продукты - такие, как соленые огурцы, помидоры, квашеная капуста, сало, многие сладости", - говорит руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.
Только врач может определить, что и в каких количествах полезно и вредно конкретному человеку. Единственно правильный вариант борьбы за снижение потребления сахара, соли, жиров - это просветительская, информационная деятельность, уверен Юшин. А человек уже сам сделает выбор, какие продукты ему есть и хочет ли он сегодня "вредных" соленых огурцов или "полезной" отварной брокколи.