На Верхней Волге навигация еще не закончилась. На сайтах бронирования круизов предложения отправиться в путешествие по Волге на комфортабельном теплоходе есть на весь октябрь и даже на начало ноября. Правда, очень много среди этих предложений сейчас круизов-коротышей, как их называют представители туротрасли, то есть на выходные дни (две ночи) или на три-четыре ночи. Зато на некоторые из них предлагаются такие хорошие скидки - особенно это касается теплоходов классов люкс и премиум, - что путешествие по холодной осенней реке и таким же городам на маршруте уже совсем не представляется чем-то неуместным.
Так, назначенный на 25 октября круиз из Москвы с заходом в Углич, Ярославль, Нижний Новгород и Казань на новом четырехпалубном теплоходе "Мустай Карим" (построен на заводе "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде в 2019 году и, говорят, сравним по удобствам с пятизвездочным отелем) продается со скидкой в 57 процентов - от 48510 рублей с человека. Тоже, конечно, дорого, но все же не запредельно. Вояж выходного дня из Москвы до Мышкина и обратно на четырехпалубном теплоходе-пансионате "Санкт-Петербург" (15 октября, две ночи) подешевел на 52 процента, то есть стоимость места на нем начинается от 19300 рублей.
А вот аналогичный выходной круиз из Москвы до Углича и обратно на "Мустае Кариме" (22 октября), несмотря на 51-процентную скидку, обойдется минимум в 37500. Но есть и более дешевые варианты. К примеру, стоимость прогулки на теплоходе-пансионате "Лебединое озеро" по маршруту Москва - Углич - Тверь - Москва (31 октября, три ночи) начинается от 17990 рублей.
В этом году многопалубные теплоходы еще увидят в Твери, Угличе, Мышкине, Рыбинске, Тутаеве, Ярославле, Костроме и Плесе. В целом во всех верхневолжских регионах круизный сезон-2021 оценивают как вполне удачный, особенно если сравнивать с провальным прошлогодним, когда первые речные лайнеры поплыли по Волге лишь в июле. При том что иностранцев на теплоходах из-за ковид-ограничений уже два года нет совсем, а они давали очень существенный объем турпотока.
По данным департамента туризма Ярославской области, на начало сентября круизные теплоходы заходили в города региона - Ярославль, Рыбинск, Тутаев, Углич и Мышкин - больше 1550 раз, что уже на 600 с лишним заходов больше, чем в пандемийном 2020 году. Соответственно в музеях и других объектах показа области побывали 204 тысячи круизных туристов. В Костроме, по информации регионального департамента экономического развития, на 1 октября причалили 393 теплохода, доставивших в древний город 57 тысяч путешественников.
В Тверь, Калязин и Весьегонск, как сообщили в министерстве туризма Тверской области, к концу нынешнего сезона должно зайти более 300 теплоходов. На 31 июля только в Твери и Калязине было уже 250 судозаходов. Кстати, в этом регионе, если не брать во внимание крайне неудачный для всех 2020 год, число круизных туристов стабильно и заметно растет: в 2017 году в тверские города зашло 192 теплохода (24,5 тысячи человек), в 2018-м - 254 речных лайнера с 34,3 тысячи туристов, а в 2019 году судозаходов было уже 272 и путешественников прибыло более 40 тысяч.
- Речные круизы традиционно пользуются популярностью. Это удобный и познавательный вид отдыха, возможность получить множество ярких впечатлений, не выходя из зоны комфорта, - считает и. о. директора департамента туризма Ярославской области Владимир Лысенко.
Однако если на теплоходах, как правило, все удобно и продуманно, на берегах, к которым лайнеры причаливают, так бывает не всегда. Например, в Ярославле туристы рискуют получить травму, даже не успев выйти в город, потому что плитка на причале ходит ходуном.
- Туристы иногда запинаются, падают, получают ушибы, даже до крови травмируются. Торговцы сувенирами, которые там стоят, сказали мне как-то, что у них уже аптечка есть на такие случаи, - с горечью рассказывает директор Ярославского бюро путешествий и экскурсий Лариса Соколова.
Да и само здание бывшего речного вокзала, находящееся в состоянии очень затяжного ремонта, - совсем не та "достопримечательность", которую туристы должны видеть в первую очередь. К сожалению, великолепный когда-то вокзал, обладавший всем необходимым набором помещений для путешествующих по реке людей, в том числе залом ожидания, кассовым залом, небольшой гостиницей и даже кинотеатром на 400 мест, в 1990-е годы начали использовать не по назначению: помещения здесь сдавались в аренду под офисы и магазины. А после смены собственника здания, в чьи планы не входит даже частичное восстановление прежнего функционала, строение ярославцы называют вокзалом лишь по старой памяти. А ведь когда-то его проектировщики получили за свою работу государственную премию.
- Сегодня на привокзальной территории нет даже общественного туалета. Люди, которые делают посадку на теплоходы в Ярославле - а многие приезжают из соседних регионов, например из Ивановской и Владимирской областей, - жалуются, что нет ни камер хранения, ни зоны ожидания - ничего нет. Допустим, люди приезжают на автобусе или поезде утром, а теплоход причаливает после обеда, и они должны где-то находиться все это время с вещами, - описывает ситуацию руководитель направления "Пассажирские перевозки" Ярославского речного порта Андрей Жальнин.
В ярославском департаменте туризма признают, что один из самых актуальных вопросов - состояние дорог и тротуаров, по которым гости ездят на экскурсии и гуляют, сойдя с теплоходов на берег. Впрочем, это проблема общая и в последние годы она постепенно решается благодаря нацпроекту "Безопасные качественные дороги". Другой важный аспект - необходимость апгрейда причалов. Например, минувшей весной, когда Волга выходила из берегов, из-за высокого уровня воды круизные теплоходы просто не могли причаливать в Рыбинске и Тутаеве. Не в лучшем состоянии причалы в Угличе и Мышкине.
А вот в Костроме проблему во многом уже решили: в прошлом году здесь ввели в эксплуатацию новую причальную стенку и сейчас разрабатывают проектную документацию по благоустройству набережной левого берега Волги. В рамках создания туристско-рекреационного кластера "Государыня Кострома" в 2022 году в границах города будет проведено берегоукрепление. В регионе надеются, что реализация новой концепции круизного туризма позволит создать удобную инфраструктуру для приема туристов, что приведет к увеличению туристического потока. На это же рассчитывают и ярославцы.
- Ожидается, что серьезное внимание в концепции будет уделено решению инфраструктурных вопросов на основе государственно-частного партнерства с использованием ресурсов федеральной поддержки, в частности национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства", - говорит Владимир Лысенко.
При этом в профильном департаменте Ярославской области полагают, что речь нужно вести о развитии не только классического круизного туризма, но и местных речных туристических направлений. Отличный тому пример - Рыбинск. В начале 2021 года город купил небольшой теплоход класса "река - море", путем всенародного голосования его назвали "Бурлак", и с 7 августа судно катает всех желающих по нескольким направлениям: по Рыбинскому водохранилищу, в то место, где когда-то стоял ныне затопленный город Молога; на родину адмирала Федора Ушакова в село Хопылево; на Юршинский остров; на теплоходную прогулку в сопровождении живой джазовой музыки; на прогулку со шлюзованием и обзором монумента "Волга"... Стоимость взрослого билета - от 300 до 1200 рублей в зависимости от направления. Некоторые такие путешествия длятся более четырех часов, и уже понятно, что спрос на них отличный. В этом году развернуться по-настоящему проект не успел, но в будущем туристы наверняка будут специально приезжать в Рыбинск, чтобы поучаствовать в таких вот локальных речных круизах. В итоге экономической пользы от них для территории будет ничуть не меньше, чем от многопалубных теплоходов, доставляющих в верхневолжские города сотни посетителей музеев, сувенирных лавок и ресторанов.
Между тем
В Конаковском районе Тверской области на территории особой экономической зоны "Завидово" в рамках развития туристско-рекреационного кластера "Волжское море" строится речной порт, рассчитанный на 816 заходов судов в год и среднегодовой пассажиропоток 204 тысячи человек. Длина причала в порту составит 791 метр. Кластер "Волжское море" объединит водный, железнодорожный и автомобильный транспорт и станет в регионе отправной точкой для путешествий по Волге и Московскому морю (Иваньковскому водохранилищу). В следующем году планируется завершить строительства непосредственно порта и начать возведение здания речного вокзала. Срок реализации проекта - 2022-2023 годы.