В России вырос спрос на готовый бизнес

Рынок купли-продажи готового бизнеса в России сейчас находится на стадии развития. Предприятия в нашей стране продавались и раньше, но массового характера это не имело, а сама процедура не отличалась прозрачностью и четкостью для всех участников сделки.

В западных странах, особенно в США, бизнес десятилетиями активно выставляется на продажу и не менее активно покупается. В некоторых отраслях происходит в сотни раз больше сделок, чем у нас, и при этом никто не сомневается в успешности американской экономической модели. По сути, чем успешнее страна, тем больше сделок там происходит.

В России же среди бизнесменов все еще господствует некое предубеждение - если бизнес продается, значит с ним что-то не так, ведь никто в здравом рассудке не будет добровольно избавляться от прибыльного дела.

На самом деле ситуация выглядит несколько иначе. Купля-продажа готового бизнеса в "глобальном" масштабе означает, что существует стратегия выхода для предпринимателей, а экономика государства развивается. За счет роста интереса к купле-продаже выделяется больше денег на каждую из стадий развития бизнеса вплоть до бизнесов на стадии идей и прототипов. Почему? Есть конкуренция, есть "живой" рынок, есть корпорации, которые хотят приобрести готовый бизнес и вкладывать серьезные средства в его развитие.

После пандемии ситуация на российском рынке готового бизнеса начала меняться в лучшую сторону, количество желающих продать или купить уже существующую компанию в целях диверсификации своих активов и снижения рисков постоянно возрастает. На сегодня, по сравнению с концом 2020 года, отмечается рост интереса к покупке готовых компаний во всех сегментах рынка. Спрос вырос приблизительно на 10 %, и особенной популярностью пользуются интернет-магазины, за ними следуют строительные компании и торговые предприятия.

Количество желающих продать или купить уже существующую компанию постоянно возрастает

Однако у медали есть и другая сторона. Если активные продажи бизнеса начинаются к каком-то одном сегменте, особенно относительно небольшом, то это, скорее всего, свидетельствует о наличии в нем проблем - законодательных или связанных с падением доходности. Очень ярко это проявляется в период серьезных кризисов в отрасли, когда цены и прибыль падают, и люди, напуганные происходящим, стремятся быстрее избавиться от убыточной компании. Пример - все та же ситуация с коронавирусом, очень сильно ударившая по некоторым отраслям экономики. Пострадали компании в сфере гостиничного и туристического бизнеса, фитнеса, общественного питания. Именно здесь начался бум продаж готовых бизнесов. По итогам 2020 года рост предложений о продаже отелей, например, вырос почти на 50 %, также на продажу активно выставлялись туристические агентства, ночные клубы, фитнес-центры.

Особенностью российского рынка готового бизнеса является его относительная закрытость, особенно в сфере сделок по среднему и крупному бизнесу. Смена собственников здесь чаще всего происходит без публичной огласки, формате B2B. Такой подход мешает развитию внутреннего рынка и затрудняет вход иностранных инвесторов. Прозрачность и открытость рынка и наличие конкуренции могли бы стать локомотивом его развития. Когда предложение обусловлено спросом, любой рынок растет, способствуя развитию и экономики государства в целом.