По его словам, в первую очередь необходимо оценить, является ли тот или иной онлайн-сервис для оплаты электронным кошельком. В качестве пояснения представитель ФНС привел аналогию с банковскими счетами.
"Если электронное средство платежа предоставляет аналогичный функционал, аналогичный набор возможностей, таких как покупка безналичных товаров, осуществление иных платежей, перевод денежных средств на другие счета и электронные кошельки, получение денежных средств от третьих лиц, снятие денежных средств с такого электронного кошелька, то это электронный кошелек, о котором необходимо отчитаться", - отметил Балта.
Детали можно уточнить в пользовательском соглашении. Так, если в документе написано, что пополнение баланса на учетную запись возможно только для оплаты цифрового контента (например, игр), то, скорее всего, такое электронное средство не является электронным кошельком.
Второй способ проверки - список электронных средств платежей, размещенный на сайте ФНС.
Второе условие для подачи отчетности - если пользовательское соглашение заключено с иностранным контрагентом.
"Если у компании есть российское представительство и услугу предоставляет именно оно, то сдавать отчетность по такому электронному кошельку не нужно". - пояснил Балта.
Наконец, третий критерий - суммы пополнений электронного кошелька. Для физических лиц порог отчетности составляет более 600 тысяч рублей в год.
Электронный кошелек - это приложение, в котором пользователь проводит финансовые операции: оплачивает покупки, штрафы и налоги, переводит деньги другим пользователям, пополняет кошелек и выводит деньги, когда ему это удобно. Крупнейшими электронными кошельками в России являются WebMoney, ЮMoney (ранее - "Яндекс-деньги"), QIWI и PayPal.
Согласно прогнозам исследования американского платежного сервиса Boku, сумма операций, которые россияне совершают с помощью электронных кошельков, будет ежегодно увеличиваться на 48% и к 2025 году составит около 75 млрд долларов.
По данным Boku, в 2020 году россияне совершили через электронные кошельки 774 млн операций на 13,2 млрд долларов. Чаще всего граждане используют кошельки для того, чтобы скопить определенную сумму денег (74% операций). Кроме того, в список наиболее популярных услуг вошли совершение покупок (69%), пополнение телефона (71%), денежные переводы (67%) и оплата счетов (58%).