Аналитики международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza изучили данные Федеральной налоговой службы и выяснили, что за первый год пандемии количество зарегистрированных в России элитных автомобилей стало на 22 процента больше, чем в 2019-м. В премиальном сегменте (стоимостью от пяти до 10 миллионов рублей) числится 87 тысяч машин, в люксовом (дороже 10 миллионов) - около 10,6 тысячи.
Почти половина роскошных авто поставлена на учет в Центральной России, причем 40 процентов общего парка приходится на Москву и Подмосковье. Там зарегистрировано 30,8 и 8,5 тысячи элитных машин. В остальных 16 регионах Центрального округа таких авто всего около 6,7 тысячи. Среди лидеров в масштабах страны - северная столица (10,7 тысячи дорогих иномарок), Кубань, Татарстан, Свердловская, Ростовская, Новосибирская, Самарская и Челябинская области. В последнем регионе элитных иномарок - около полутора тысяч.
В нестоличной части ЦФО тяга к роскоши имеет меньший размах. Самыми падкими на дорогие автомобили выглядят воронежцы (по области в 2020-м на учете стояло 967 таких машин), за ними следуют белгородские и ярославские водители (591 и 544 единицы соответственно). Незначительно отстают Тула и Рязань. Меньше всего элитных иномарок - 199 и 176 - в Орловской и Костромской областях.
Общая сумма, которую хозяева таких авто отчисляют в бюджет, из года в год растет. В 2020-м жителям Центрального округа начислили за дорогих "лошадок" 2,89 миллиарда рублей налога. Из Воронежской области должно было поступить 58,5 миллиона, из Тульской и Ярославской - по 31-32 миллиона, из Белгородской - 30.
Однако средний платеж по транспортному налогу на роскошные машины уменьшается. В прошлом году он составил около 60 тысяч рублей (на семь процентов меньше, чем в 2019-м). Для премиальных авто это 50 тысяч, для люксовых - 140.
- За время действия повышающих коэффициентов, введенных в 2014 году в качестве своеобразного налога на роскошь, усредненный платеж за премиальные автомобили снизился в 1,75 раза. Причина такого сокращения при одновременном росте общих сборов по транспортному налогу на элитные машины кроется в постоянном расширении списка Минпромторга. Из-за повышения цен в этот список с каждым годом попадает все больше автомобилей меньшей мощности. В результате, как показывают наши расчеты, средняя мощность премиального автомобиля из министерского списка на протяжении семи лет снижалась. Вместе с ней уменьшался и средний налоговый платеж, - объяснила президент сети FinExpertiza Global Елена Трубникова.
Тренд на покупку роскошных автомобилей в качестве инвестиции обусловлен общей экономической нестабильностью в период пандемии, колебаниями курсов валюты и инфляцией, полагают эксперты "Авито Авто". При этом на рынке наблюдается рост цен на новые машины и дефицит популярных моделей - отсюда усиление интереса к подержанным вариантам.
Так, по данным платформы, за девять месяцев 2021 года общие продажи машин с пробегом в стране выросли почти на восемь процентов в сравнении с аналогичным периодом 2020-го. Средняя цена поднялась на 17,5 процента, достигнув 335 тысяч рублей.
Динамика в премиум-сегменте выглядит более оживленной, чем в целом по рынку (хотя цена товара здесь на порядок выше). С июля по сентябрь объем продаж дорогостоящих иномарок б/у на "Авито" увеличился на 16 процентов (в сравнении со вторым кварталом), тогда как все авто с пробегом показали рост на семь процентов.
В Воронежской области, судя по статистике платформы, количество купленных премиум-машин не старше трех лет за III квартал увеличилось на 13 процентов, в разрезе год к году - на восемь. При этом средняя стоимость таких авто выросла на 16 процентов по сравнению со вторым кварталом и на 42 - по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. Приобрести подержанную элитную иномарку в возрасте до трех лет можно примерно за 3,85 миллиона рублей.
В рамках исследования на "Авито Авто" рассматривали данные о продажах 12 наиболее популярных в России премиум-брендов. У воронежцев самым востребованным оказался Audi Q7. Такие модели в категории не старше трех лет продают в среднем за 4,79 миллиона (подорожание за год - 15 процентов). На втором месте - BMW пятой серии за 3,2 миллиона. Далее идут Lexus RX (средняя цена - 3,89 миллиона), BMW X6 (4,69 миллиона) и Mercedes-Benz E-класса (чуть более трех миллионов рублей).
Высокий спрос неизбежно подогревает аппетиты недобросовестных продавцов. Как рассказал менеджер платформы по работе с ключевыми клиентами Владислав Иванов, один из самых распространенных способов обмана - скручивание пробега. Эксперты "Автотеки" предполагают, что доля автомобилей со скрученным пробегом в России может составлять от 15 до 40 процентов. Среди других рисков - встреча с продавцами, которые скрывают участие автомобиля в ДТП, нахождение под залогом или в розыске, использование его в коммерческих целях (в такси или каршеринге).
- Если на автомобиль наложен запрет на регистрационные действия, то новому владельцу придется оплачивать штрафы и налоги прежнего собственника, чтобы поставить транспортное средство на учет в ГИБДД, - напомнил Иванов. - Бывает, что машина находится в кредите/залоге, но хозяин это скрывает и продает ее без согласия банка. Тогда покупатель и вовсе рискует лишиться автомобиля - его могут изъять в счет долгов.
Чтобы избежать проблем, нужно внимательно изучить ПТС. Если вместо оригинала вам предоставляют дубликат, обязательно уточните причину замены (она также указывается в особых отметках в документе). Если причина в потере прежнего паспорта, а дата выдачи совсем свежая, убедитесь в том, что продавец не инициировал пропажу, чтобы скрыть неблаговидные факты. Если дубликат ПТС выдан взамен утилизированного, это может говорить о том, что автомобиль сменил много владельцев и в оригинальном паспорте закончилось место для указания собственников, добавил Владислав Иванов.
Насторожить должна и слишком низкая (относительно средней рыночной) цена. Не исключено, что недобросовестный продавец хочет обмануть прижимистого покупателя, который хватается за самое выгодное предложение и боится, что его опередит кто-то другой. Торопясь застолбить машину, человек обычно готов на свой страх и риск оставить в качестве гарантии залог. Продавец берет его и исчезает.
- Еще одна популярная схема обмана - стремление поторопить покупателя с принятием решения. Ведь в спешке он не станет тщательно осматривать автомобиль, досконально изучать его техническое состояние и историю эксплуатации, - сообщил эксперт. - Узнать о фактах ДТП, а также проверить, не находится ли машина в розыске, можно в базе ГИБДД по VIN-коду или госномеру. Достоверную информацию об истории авто можно получить от страховых компаний, банков и служб судебных приставов. Специальные онлайн-сервисы собирают данные сразу из нескольких источников. Это позволяет оценить риски, отказаться от невыгодной сделки или не переплачивать за автомобиль, в истории которого не все было гладко.
Осмотр машины стоит провести с помощью опытного мастера - к примеру, заказав полную диагностику в автосервисе. При самостоятельном осмотре стоит обратить внимание на силовые элементы (крыши, стойки, пороги, лонжерон): возможно, на них попытались скрыть следы повреждений после ДТП.
- Неаккуратные сварные швы, поцарапанные болты и гайки, разные серийные номера на стеклах могут указывать на то, что автомобиль подвергался ремонту. При помощи толщиномера и фонарика измерьте слой краски, тщательно осмотрите пространство под капотом. Лучше всего делать это при дневном свете, - посоветовал менеджер "Авито Авто". - Степень окраса элементов в пределах 200 микрометров может свидетельствовать о подкрашивании. Покрытие свыше 300 микрометров указывает на то, что под слоем краски скрывается грунтовка, то есть повреждения были существенными. Не забудьте сверить номер двигателя и кузова с данными, указанными в ПТС. На рынке автомобилей с пробегом бывает, когда по ПТС одной машины продается другая. Это повод отказаться от сделки.
Кстати
Средний размер кредитов, выданных россиянам на покупку новых и подержанных автомобилей, в сентябре достиг 1,21 миллиона рублей. Это на пять процентов больше, чем в августе, и на 41 процент - чем год назад. В сентябре 2020-го типичный автокредит составлял всего 860 тысяч. Такие данные приводит Национальное бюро кредитных историй, располагающее информацией от четырех тысяч финансовых организаций. В Воронежской области на покупку машины берут в долг около 0,9 миллиона рублей, в Тульской - 1,06. Калужанам требуется в среднем 1,16 миллиона.