Я за свечку, свечка - в печку!

В последние годы мультфильмы Disney и Pixar - если это, конечно, не ремейки - представляют собой детализированные антропологические исследования коренных культур разных стран. У зрителей была возможность узнать больше о Полинезии с "Моаной", насладиться яркими красками мексиканской культуры в "Тайне Коко", вымышленный Эренделл в "Холодном сердце" знакомил со скандинавской культурой, а на создание фентазийного королевства Кумандра из "Райи и последнего дракона" авторов вдохновила Юго-Восточная Азия. Действие нового, 60-го по счету полнометражного мультфильма студии Уолта Диснея происходит в пёстрой Колумбии, в крошечном затерянном в горах городке Энканто.

Город этот не простой, за несколько десятилетий до событий мультфильма он образовался вокруг семейства Мадригаль. Глава семьи, бабушка Альма, получила магию в дар, пережив чудовищную трагедию - на ее глазах погиб супруг, когда пара бежала с новорожденными тройняшками на руках от солдат, напавших на их родную деревню. Волшебство укрыло женщину с малышами в чудесном "живом" доме, который можно назвать полноценным персонажем истории.

Не сказать, что без одушевлённого дома в этой истории было мало героев. В этом новизна мультфильма - в центре сюжета действительно большая семья и отношения в ней. Разноцветная Колумбия и сверхъестественные силы - это лишь фон, на котором вполне реалистичные люди проживают типичный кризис семейных ценностей.

Конфликт построен не на прямом противостоянии добра со злом. В повествовании нет антагониста. Все беды семейства Мадригаль вытекают из принципа "лучшее - враг хорошего". Задачей главной героини и ее родных становится поиск баланса между общественным благом и собственными нуждами.

По концепции история девушки по имени Мирабель Мадригаль является классическим путешествием героя. Но авторы балуются с сеттингом, растягивая пространство волшебного дома. Во-первых, комната каждого родственника - это волшебный мир (большие пространства магическим образом умещаются в небольшом доме, как в Нехорошей квартире у Булгакова), во-вторых, часть событий происходит буквально в полостях между стенами дома. То есть даже на уровне художественного метода создатели заигрывают с латиноамериканским культурным наследием, ведь магический реализм зародился именно в этой части света.

Имея в своем распоряжении полтора десятка персонажей разного возраста, авторы пытаются собрать из разных элементов кино для семейного просмотра. Для детей тут есть забавные зверушки и мальчик, который не хочет взрослеть. Для подростков есть принцесса, которая на самом деле бунтарка, и парнишка, который ищет себя, принимая облик других героев. Есть небольшие любовные линии, причем это как зарождающееся чувство, так и крепкие, выдержанные временем отношения пар средних лет. Есть юмор. Немало для полуторачасового хронометража, не правда ли? А ведь "Энканто" - это еще и мюзикл.

И, наверное, в этом его главная проблема. Мультфильм и без того перенасыщен красками, персонажами и событиями, так что если бы песен было вполовину меньше, смотрелся бы "Энканто" менее сумбурно. Впрочем, песни здесь неплохие. Над саундтреком работал бродвейский суперстар Лин-Мануэль Миранда, известный саундтреком к "Моане".

"Энканто" - детально продуманный яркий музыкальный постмодернистский аттракцион для любителей современной анимации. И даже если в работе над юбилейной картиной в Disney немного перестарались, это тот случай, когда вполне очевидно: раз так, значит, действительно старались сделать хорошо.

4.5