На Урале обсудили, возможен ли апгрейд советских практик наставничества

В IV-V Конгрессе наставников России приняли участие 83 предприятия из 48 регионов. Такой интерес к форуму объясним дефицитом общения и давно доказанным фактом важности наставничества. Передача опыта - действенный инструмент повышения результативности труда и эффективности производства, в голос твердят кадровики и коучи.

Прошлогодний конгресс наставников по понятным причинам состоялся лишь онлайн, поэтому нынешний назван сразу и четвертым, и пятым. Он прошел в Екатеринбурге, где располагается штаб-квартира организаторов форума - НП "Центральный институт труда" (ЦИТ).

Традиционно в числе участников - крупнейшие добывающие и энергетические компании, машиностроительные и судостроительные предприятия, торговые сети... Абсолютно разноформатные и разнопрофильные организации объединяет поиск лучших методик наставничества. Хотя, как говорят многие эксперты, какого-то универсального инструмента просто нет.

- Существуют самые разные концепции. Кто-то отталкивается от индивидуальных качеств наставника и ученика, развивая личные навыки. А кто-то рассматривает наставничество исключительно как введение в профессию, - рассказала "РГ" генеральный директор НП "Тюменский деловой клуб" Мария Шатохина.

Поэтому наиболее ценным при обмене информацией оказывается успешный опыт, конкретные практики. В "Мосэнерго", например, новичку предоставляют выбор: можно пойти "под крыло" к кому хочешь, даже в непрофильный сектор - например, когда начинающий экономист хочет получить навыки юриста. Но такие правила далеко не везде.

- Советские положения о наставничестве до сих пор работают на некоторых предприятиях. Большинство считает: надо сохранить ту базу, обновив ее современными методиками, - говорит гендиректор ЦИТ Игорь Тюфяков. - Мое мнение: западные модели у нас не приживаются, потому что там очень жесткий подход к работнику. Они напоминают скорее дрессировку людей. А все попытки объединить эти методики малоэффективны, как скрестить "коня и трепетную лань".

Еще говорят, что новое - это хорошо забытое старое. От слов "Доска почета" явно веет советским прошлым, но ЦИТ разместил на своем сайте виртуальную "доску" с фотографиями сегодняшних наставников - и этот опыт охотно взяли на вооружение многие предприятия. Появились и вполне реальные доски - как и раньше, на проходных заводов.

Некоторые компании, сохранив традиционные подходы к организации наставничества, адаптируют систему к новой реальности, например, проводят некий цифровой апгрейд, ведь для молодежи такой формат ближе и понятнее. Так, "Северсталь" представила в этом году цифровую платформу "С нами", включающую треки по адаптации, обратную связь с руководителями, различные интеллектуальные игры.

Почему же столь востребованы на первый взгляд устаревшие подходы? Дело в том, подчеркивают организаторы, что личностный, "человеческий" подход к "трудовой единице" работает во все времена. А наставничество - это не только обучение, но во многом и воспитание.

Не случайно, например, в системе наставничества ЧТПЗ на заводах в Первоуральске и Челябинске, где выстроены цепочки "колледж-образовательный центр-предприятие", существует программа "Классный папа". Закрепленные за студенческими группами кураторы-заводчане подают юношам и девушкам личный пример - и не только профессиональный и карьерный, но и социальный. "Папа" следит за успеваемостью подопечных, организует спортивные мероприятия, походы, экскурсии.

К слову, далеко не все хотят и могут быть наставниками, даже там, где дополнительная нагрузка стимулируется финансово. Эксперты отмечают, что вопрос оплаты точно не главный: есть предприятия, где люди занимаются этим, не требуя вознаграждения.

Впрочем, корпоративная культура на разных предприятиях может кардинально отличаться. Многие нынешние работодатели вообще не заморачиваются повышением мотивации персонала и выращиванием кадров, а просто ищут и даже переманивают готовых специалистов.

Прямая речь

Андрей Ветлужских, председатель Федерации профсоюзов Свердловской области:

- Наставничество в России помимо передачи базовых навыков и знаний по профессии включает еще и вопросы охраны труда, корпоративной культуры, передачу ценностей добровольного и честного труда. Для компании это снижение текучести кадров, хороший климат в коллективе, повышение эффективности. Правда, процесс разукрупнения некоторых предприятий ведет к появлению множества небольших производств, где наставничество мало востребовано. Положение может спасти "наставник на договоре". Это решит не только задачу передачи профессионального опыта, но и проблему занятости специалистов старшего поколения, ведь многим из них в силу возраста тяжело работать сборщиком или стропальщиком. Возникает необходимость в появлении новой, официально утвержденной профессии "наставник", сейчас мы работаем над созданием соответствующего профстандарта.