Половина истории "Гедеон Рихтер" связана с работой в России

Фармацевтической компании "Гедеон Рихтер" в этом году исполнилось 120 лет, 60 из которых она тесно сотрудничает с Россией.
Александр Корольков

На вопросы "РГ" о тесных взаимоотношениях с нашей страной, о том, как судьба человека определила судьбу компании, и о том, какие цели она перед собой ставит в новом десятилетии, ответил полномочный представитель компании в России Аттила Варади.

Господин Варади, 120 лет - солидная история. По вашему мнению, насколько достоин внимания современного человека образ основателя компании?

Аттила Варади: Гедеон Рихтер был человеком богатым на идеи, активным, умеющим заметить тренд. Он раньше других увидел потенциал в экспорте и сделал его главным направлением деятельности предприятия. Под его руководством компания создала первую в истории фармацевтической промышленности Венгрии биологическую лабораторию. Первое крупномасштабное производство инсулина в стране запустил Рихтер. Он во многом опережал свое время. Руководители компании и сейчас стараются предвидеть нужды пациентов, предлагать им новые возможности для лечения. Например, недавно в нашем портфеле появился оригинальный препарат для лечения как негативных, так и позитивных симптомов шизофрении.

"Гедеон Рихтер" - давно не дженериковая компания. Тем не менее и от выпуска таких препаратов вы не отказались. В чем причина?

Аттила Варади: "Гедеон Рихтер" сейчас - это европейская mid-pharma компания. К 2030 году мы ставим себе цель стать лидером среди своих конкурентов. Этого планируем достичь за счет специализации деятельности. Сейчас мы обновляем свой портфель и уделяем внимание разработке оригинальных препаратов для лечения заболеваний центральной нервной системы, инновационных гинекологических препаратов и современных биоаналогов. Мы построили крупнейший R&D-центр в Восточной и Центральной Европе, в котором трудятся почти 1200 научных сотрудников. На создание новых препаратов компания ежегодно инвестирует около 10 процентов выручки. Вместе с этим для нас по-прежнему важную роль играют высококачественные дженерики и хорошо известные, в том числе и на российском рынке, лекарства.

Компания продолжает вкладывать средства в развитие производства

Более половины истории "Гедеон Рихтер" приходится на сотрудничество с Россией. Как происходила эта интеграция в быстро изменяющихся условиях?

Аттила Варади: У "Гедеон Рихтер" и России долгая и богатая история сотрудничества. Более 60 лет из 120 мы работаем на территории страны и гордимся тем, что содействовали формированию российского фармрынка. Казалось бы, за эти годы можно стать неповоротливой корпорацией. Но это не так: и прежних, и нынешних руководителей компании объединяет умение быстро и эффективно реагировать на возникающие перемены в экономике и конъюнктуре. Мы намерены и дальше развивать наше присутствие в России. За время, что мы здесь работаем, многое сделано для российских пациентов. Мы чувствуем, что заручились их доверием, и готовы оправдывать его и дальше.

Много лет большое внимание в компании "Гедеон Рихтер" уделялось проблемам женского здоровья. Как складывалась эта традиция и получит ли она свое развитие в ближайшее время?

Аттила Варади: В своей работе мы и по сей день много внимания уделяем этим проблемам. Можно сказать, такое отношение к этой сфере идет напрямую от ее создателя - Гедеона Рихтера. Его мать умерла от родильной горячки. Представьте: в конце XIX века от послеродового заражения крови погибали около 20% женщин! Когда пришло время рожать его жене, Гедеон искал способы ее обезопасить. В результате он изобрел препарат с кровоостанавливающим действием и препарат, который и по сей день применяют для стимулирования родов. В середине ХХ века у нас появилось подразделение, отвечающее за разработку и производство препаратов для женского здоровья - таких, которые могли бы помочь сохранять репродуктивное здоровье и взвешенно подходить к вопросу планирования семьи.

"Гедеон Рихтер" нашим врачам и пациентам известен не только как фармацевтический бренд, но и как организатор многих социальных проектов. Что они значат для компании, и как будет развиваться это направление вашей деятельности в России?

Аттила Варади: За время существования компании мы преодолели множество трудностей. Справляясь с ними, мы начинали новый виток развития. Сейчас я смело могу сказать, что мы на том этапе, когда больше не ориентируемся на потребителя, мы ориентируемся - на человека и его нужды. С появлением интернета увеличился запрос на проверенную и достоверную информацию. Все больше пациентов хочет знать, что с ними происходит, и принимать участие в своем лечении, пусть не наравне со специалистами, но точно вместе с ними. И мы готовы дать проверенную медицинскую информацию! Мы готовы делиться с российскими женщинами невероятным объемом знаний и в рамках нашего ежегодного проекта "Неделя женского здоровья "Гедеон Рихтер" напоминать о необходимости регулярного посещения специалиста по женскому здоровью. Также у нас есть социальные проекты, рассчитанные на людей с психическими заболеваниями и их родственников.

Несколько лет назад Россия взяла курс на импортозамещение. Отразилось ли это на политике вашей компании?

Аттила Варади: Наш фармацевтический завод в Егорьевске (Московская область. - Прим. ред.) появился задолго до того, как слово "импортозамещение" стало мейнстримом. Мы давно поняли, что Россия - стратегически важный рынок, и будет правильно построить завод в стране, каждый третий житель которой доверяет нашей продукции. Сегодня на базе российского завода, которому в этом году исполнилось 25 лет, производится большая часть лекарств для российского рынка, а также на экспорт, объемы которого растут. Мы продолжили вкладывать средства в развитие производственных мощностей: в этом году на российском заводе завершился трансфер полного цикла производства одного из наших оригинальных препаратов.