Лидер "Мегаполиса" представил проект, посвященный музыке советского кино

Странно, как никто до этого не додумался прежде: в наших любимых фильмах советского и российского кино звучит много замечательной музыки, написанной талантливыми композиторами. Но после показа в кинотеатрах или по телевизору она исчезает будто в никуда, поскольку традиция выпускать саундтреки в России появилась лишь относительно недавно… А ведь для кино писали Сергей Прокофьев, Софья Губайдуллина, Дмитрий Шостакович, Альфред Шнитке, Евгений Дога, Эдуард Артемьев, Александр Зацепин - многие замечательные композиторы…

Теперь, благодаря новому проекту "Три степени свободы. Музыка > Кино > СССР" эта музыка вернется из забытья - уже в мультимедийном формате, поддержанном Министерством культуры. Причем проект, представленный в Москве, будет уже не только музыкальным: в него добавятся фестивали, видео-арт, выставки, много всего креативного и самобытного, о чем трудно было и мечтать.

Обозреватель "РГ" встретился с создателем и вдохновителем этого проекта, который может стать и международным, - известным музыкантом, продюсером Олегом Нестеровым.

Музыканты, как правило, по-хорошему эгоистичны - в первую очередь их интересует собственное творчество и успехи. Отчего же вы, возможно и в ущерб гастролям "Мегаполиса", взялись за этот проект? Вам стало обидно за иногда недооцененную, а чаще - забытую и недоступную музыку из советского и российского кино?

Олег Нестеров: Даже не в этом дело. Почти нигде в мире серьезные композиторы не работали в кино! На Западе это две разные профессии, которые жестко разделяются. А у нас, по ряду причин, это случалось. Шостакович, Прокофьев, Вайнберг, Шнитке, Канчели, Губайдулина писали музыку и для фильмов. И эти саундтреки в СССР часто являлись самым свободным проявлением в искусстве: существуя официально, они могли не вписываться в каноны социалистического реализма. Этот феномен в должной мере не исследован, и есть большая вероятность, что музыка, написанная большими композиторами ХХ века, рано или поздно исчезнет навсегда - забудется в архивах вместе с фильмами, в которых она звучала. Ведь большинство ее никогда и нигде не издавалось, она хранилась на киностудиях или в частных архивах. И мне, очень любившему с детства кино, захотелось исследовать ее и сохранить в цифровом пространстве - чтобы и новые поколения могли услышать и полюбить…

В итоге вы начали проект с композитора Альфреда Шнитке, автора музыки к "Экипажу", "Бегу", "Агонии", "Мастеру и Маргарите", "Белорусскому вокзалу". Провели массу времени на киностудиях, тратили деньги на поездку в Гамбург к его вдове… Не пугала ли вас мысль, что и киностудии могут отказать, и наследники, как нередко случается, потребуют немалые суммы?! И вся эта ваша затея не удастся, а вы на своем энтузиазме и собственные деньги, и много времени…

Олег Нестеров: Да, первая часть проекта посвящена Шнитке и заняла почти пять лет. Риск был, мне очень хотелось выполнить задуманное. В итоге получилась книга, составленная из живой речи самого композитора, а также комментариев участников, очевидцев и исследователей событий его жизни и творчества. Я старался придать собранным материалам форму дневниковых записей Шнитке, окруженных голосами других людей.

Но помимо этого в честь проекта появился одноименный интернет-портал, будут музыкальный сборник оригинальной киномузыки Шнитке в цифре и на виниле, образовательный курс на сайте Arzamas, выставка-концерт… А позднее - и большой концерт в съемочном павильоне на Ленфильме, где его кино- и академическая музыка встретятся в едином пространстве, сыгранные "оркестром громкоговорителей" - на акусмониуме.

Вам не жалко было тратить не на себя, а на другого, пусть и отличного композитора, пять лет?

Олег Нестеров: Быстрее не получалось - я начал исследовать киномузыку Шнитке летом 2016, шестьдесят фильмов, шестьдесят папок, в каждой все музыкальные фрагменты, что есть в картине - в общей сложности несколько сотен номеров. Дальше - длинный список, то, что следовало бы отсоединить от кадра и соединить с вечностью.

Потом были определение короткого списка, поиск прав и наличие фонограмм во всевозможных архивах и студиях разных городов, и - многократная смена концепций, три десятка версий за три года, и - оцифровка раздельных магнитных фонограмм, их реставрация и мастеринг в Германии...

Конечно, я очень благодарен друзьям и коллегам Альфреда Шнитке, с которыми мне удалось пообщаться: режиссерам Андрею Хржановскому и Андрею Смирнову, киноведам и историкам кино Науму Клейману и Евгению Марголиту. И его вдове Ирине Федоровне Шнитке - за доверие и поддержку. Да было сложно - ведь этот мультиплатформенный проект - прецедент, того, чего раньше не существовало никогда в общественном пространстве. Но зато теперь - есть и будет.

Да, порой было очень трудно, но все эти пять лет Альфред Шнитке меня вел и незримо присутствовал рядом, в самые трудные моменты приходя на помощь. Это невозможно объяснить. Но если бы не он, то я вряд ли смог все это доделать - задача была за пределами моих возможностей.

В вашем списке дальше идут Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Моисей Вайнберг, Гия Канчели и София Губайдулина… Но ведь для советского кино писало много и других прекрасных композиторов. Вы выбираете их по своему вкусу или придумали для них какой-то особый хит-парад?

Олег Нестеров: Я планирую и очень надеюсь, что каждый год в дальнейшем будет посвящен тому или иному мастеру. И мы сможем снова использовать наработанный теперь мультиплатформенный формат: книга, сайт, музыка, образовательный курс, концерт. Все вполне в духе времени.

Сверхзадача проекта - всеми доступными способами донести до молодежи силу и красоту музыки советского кино

Этот проект "Три степени свободы. Музыка > Кино > СССР" поддержал и Минкульт. Хотело ли его руководство, чтобы он был именно мультимедийным и на столь разных платформах?

Олег Нестеров: Минкульт поддержал книгу, вышедшую в издательстве "Порядок слов" и выставку-концерт на Ленфильме, уже на финальной стадии, в этом году. А все остальное я делаю самостоятельно.

Кстати, в концерте киномузыка Шнитке будет сыграна в первом съемочном павильоне Ленфильма оркестром громкоговорителей, а оригинальные фонограммы зазвучат через акусмониум, систему пространственного звука. Ведь о многоканальном звуке (стереофонии, квадрофонии, октофонии) Шнитке говорил как о важнейшем открытии, еще в 1970 году, выступив с нашумевшим докладом в стенах Московской консерватории. Так что в этом плане мы являемся его последователями.

Пришлось ли на эти годы менять характер и становиться скрупулезным исследователем с четким планом работы и долгим просиживанием в библиотеках и аудиоархивах, и, наверное, отказываться от привычного графика жизни музыканта и некоторых гастролей "Мегаполиса"?

Олег Нестеров: За пять лет у нас вышло и два альбома. Да, приходилось прерываться, что-то забывать, а потом вспоминать, что было довольно мучительно. Но зато удалось справиться со сверхзадачей проекта - всеми доступными способами донести до молодого поколения силу и красоту нашего культурного наследия. И сделать эту музыку для них своей, а композиторов, которые ее создавали, - понятными и близкими им людьми.

Мне кажется, дело того стоило.

Справка

Олег Нестеров известен как композитор, певец и гитарист группы "Мегаполис". Среди хитов этой группы: "Карл-Маркс Штадт", "Рождественский романс" (на стихи Иосифа Бродского"), "Женское сердце", "Новое московское сиртаки" (на стихи Андрея Вознесенского)…

"Мегаполис" одним из первых в русском роке стал совмещать разные жанры искусств: премьеры в планетарии на фоне звездного неба, с элементами виртуального шоу, концерт Zerolines-2 в Москве и Лондоне с элементами театрального спектакля и круглой рассадкой зала. А новым проектом "Три степени свободы. Музыка > Кино > СССР" уже заинтересовались в Бельгии, Нидерландах и других европейских странах.