Радзиховский: Шоу, пиар стали заполнять собой все пространство политики

Одна из главных проблем политического колумниста - выбор темы для статьи. Если никаких ярких событий не видишь, то надо искать юбилеи, обращаться к статистике и т.д. А если и тут "глухо как в танке"?

Попробуем воспользоваться советом Чехова.

"Вершинин. Что ж? Если не дают чаю, то давайте хоть пофилософствуем.

Тузенбах. Давайте. О чем?

Вершинин. О чем? Давайте помечтаем... например о той жизни, какая будет после нас, лет через двести-триста".

Популярный жанр - в отсутствие чая.

Но хотелось бы "пофилософствовать" не о будущем, а о настоящем - о той же политике и, соответственно, работе политобозревателя.

В жанре "политики" за последние десятилетия случились такие системные перемены, каких не было в течение тысяч лет до этого.

О чем идет речь?

"Война есть продолжение политики другими средствами" (Клаузевиц).

Эти слова великого теоретика военного дела можно "обернуть".

В течение всей Истории политика была средством подготовки к войне или предотвращения войны (причем часто трудно отличить одно от другого! См. хотя бы предысторию 1 и 2 МВ). Так или иначе мысль о Войне - реальной, физической войне - была в подсознании политиков, образовывала "базис", "фундамент" всей политической суеты. По крайней мере, когда речь шла о Внешней Политике - а она традиционно считалась самой важной. Недаром "главными министрами" всегда и везде были военный и иностранных дел, недаром короли-цари-императоры занимались прежде всего иностранными делами - в их военной и мирной проекции. Можно сказать, что Война (или абсолютно реальная угроза войны) была тем безусловным раздражителем, на котором затем строилась вся сложная архитектура условно-политических рефлексов.

Конец "Истории Больших войн" означает в определенном смысле и "конец" политической истории в прежнем ее понимании

И вот здесь-то и случились огромные, небывалые никогда ранее в Истории перемены.

После 2 МВ. После создания ЯО. После исчезновения соцлагеря и СССР. Наконец, вообще, в ситуации качественного "удорожания человеческой жизни" (и одновременно - старения населения Запада, сокращения рождаемости), в ситуации резкого усложнения всех технологических систем связи и жизнеобеспечения. После всех этих огромных перемен - Большая Война (т.е. война между Великими Ядерными Державами) стала просто психологически невозможной: "победителей" в ней быть не может, т.к. на том свете все равны.

Как известно, это не общие рассуждения, благие пожелания и т.д. Это - факты. За 76 лет после 1945 г. - ни одной войны между Большими Странами. Такого периода в Истории никогда раньше не было.

Но это же означает и качественную перемену в самом понимании "политики": конец "Истории Больших войн" означает в определенном смысле и "конец" политической истории в прежнем ее понимании.

Естественно, политика продолжается - политобозреватели это знают лучше всех. Просто... какая-то "другая политика", "постмодернистская".

Если продолжить аналогию с "безусловными" (БР) и "условными" (УР) рефлексами, то получается, что основа, БР - ушли, а вот УР - остались. Но это значит, что "условная политика" повисла в воздухе. Все ритуалы "вокруг драки" - имеют место... при невозможности самой "драки". В такой ситуации удельный вес Шоу, который всегда был велик в политике (и не только публичной, но и в "закрытой" ее части), резко вырос, Шоу, пиар стали заполнять собой практически все пространство политики - во всяком случае, "высокой", внешней, военной, геополитики и т.д. А "реальное содержание", т.е. действия, меняющие (сильно влияющие на) жизнь населения, перешло в "низкую" политику - социальную, экономическую.

Это не значит, что Высокая политика больше "не нужна". Ничего похожего! Шоу витально необходимы человеку, Человечеству. Как раз в XXI веке их значение резко выросло по вполне понятным причинам. Люди меньше заняты изматывающим физическим трудом, меньше волнуются о пропитании, наконец, уменьшается значение Религии - в такой ситуации вполне понятно, что "Место Шоу" резко расширилось. И хотя политшоу вынуждены конкурировать с массой других - "попсовое" и "высокое" искусство, спорт (который отчасти заменяет военные зрелища), бесконечные компьютерные игры и т.д., но - места хватит всем. Виртуальное пространство Шоу - безгранично.

Шоу, пиар стали заполнять собой практически все пространство политики

У политшоу - своя специфика. Ими по традиции больше увлекаются мужчины среднего и более зрелого возраста. Но главное "условие Игры" - надо психологически воспринимать ее "как бы всерьез". Для того, чтобы довольно однообразный шум политических переговоров, пресс-конференций, саммитов, "утечек", статей экспертов и т.д. "цеплял", важно сохранять (или делать перед собой вид, что сохраняешь) традиционную веру в Важность, Судьбоносность политических событий.

Станиславский говорил, что важнейшим условием существования реалистического театра является серьезность переживания. Артисты должны - в идеале - так "вжиться в роль", чтобы сохраняя и шлифуя всю свою формальную артистическую технику, при этом переживать события на сцене "как если бы" они происходили в реальности. А зрители, купив билет и сидя в кресле, тоже должны переживать зрелище "как реальное", больше того - сопереживать актерам так, "как если бы" это происходило с ними. Устройство человеческого сознания помогает поддерживать такие "многослойные иллюзии", отлично зная, что это лишь Театр. Впрочем - "весь Мир - Театр и люди в нем актеры".

Тем более это верно для Высокого (и жизненно необходимого!) Политического Театра. Ну, и как Театр "начинается с вешалки", так политика начинается с политобозревателей...