Вместе с волонтерами благотворительной организации "Собаки для жизни" они разрабатывают бесплатное мобильное приложение, которое должно научить читать. Ребенку помогает виртуальная собака.
Мобильное приложение стало продолжением проекта "КниГАВ" по обучению чтению с помощью настоящих собак. "КниГАВ" благодаря президентскому гранту проходит бесплатно на более чем десяти площадках города, в основном в библиотеках. Занятия идут курсами и под руководством специалистов - психолога и логопеда. Есть отдельный курс для ребят, имеющих проблемы со слухом. Непременные участники занятия - специально обученные собаки.
"Программы рассчитаны на детей от семи до девяти лет. К нам приходят те, у кого есть трудности в освоении навыков чтения, и те, кто не любит читать. Общение с собаками - это позитивные эмоции, к тому же собака "подталкивает" ребенка на чтение. Мы решили перенести опыт на собаку интерактивную, которой будут управлять педагог или родители", - рассказывает руководитель проекта Яна Задорожная.
Приложение включает три блока. В первом идет взаимодействие между ребенком, собакой и педагогом. Взрослый будет "подсказывать" виртуальной собаке, когда нужно подать голос, вильнуть хвостом, уйти, или наоборот, когда ребенок что-то хорошо прочел, выполнить трюк. Ребенок заходит в приложение с помощью кода и может выбрать книгу, рассказывает Никита Целобанов, магистрант, менеджер лаборатории института VibeLab.
"Виртуальная собака помогает ребенку выбрать книгу, тыкаясь в нее носом. Взрослый обязательно отслеживает, как читает ребенок. Ведь многие дети читают быстро, не вникая в суть прочитанного. Если ребенок читает не так, как надо, собака выразит недовольство и согласится поиграть с ним только тогда, когда он прочтет текст правильно", - поясняет Целобанов.
Второй блок включает освоение навыков при общении и уходе за собакой, даются пояснения, почему собака машет хвостом. Третий - игровой блок. В него входят различные техники по развитию скорости чтения. Также в блоке будет содержаться информация о взаимодействии ребенка и приложения.
Разработку обещают выложить для бесплатного скачивания на айфоны и андроиды. После этого планируют создать аналогичное приложение для изучения английского языка. Тем временем часто в нарушении способности к чтению сегодня обвиняют гаджеты, но специалисты считают, что не все так однозначно.
"Причин, которые могут привести к отставанию в речевом развитии ребенка, много. Это и интоксикация в первой половине беременности матери, например, прием некоторых препаратов и курение. Внутриутробные повреждения мозга неясной этиологии, инфекционные болезни матери во время беременности, родовые травмы, инфекционные болезни малыша в раннем возрасте, например, корь. Кесарево сечение, преждевременные роды также могут стать фактором риска, - отмечает логопед высшей категории Галина Сумченко.
Важен и наследственный фактор. В логопедических садах уже не удивляются, когда к ним через много лет приходят бывшие выпускники со своими детьми. На речевом развитии детей сказываются и неправильное питание, и плохая экология. Так что винить только гаджеты - неправильно, да и далеко не всем маленьким детям родители дают их в руки. Проблема - комплексная.
"В школах учитывают ситуацию, вводя в штат психологов, логопеда. В нашей школе, например, есть два психолога и логопед. Логопед обязательно общается с первоклассниками, и если видит, что ребенку необходимы коррекционные занятия, то об этом сообщают родителям. Случаи разные: бывает, что с устной речью у ребенка все хорошо, с письменной - проблема. Детей, не умеющих читать, все-таки в школы сейчас приходит немного, а к декабрю читает уже весь класс точно. Очень полезны дополнительные курсы риторики, они называются по-разному, в зависимости от класса. Для первоклассников это возможность поправить ситуацию с чтением", - рассказала "РГ" учитель начальных классов школы № 619 Санкт-Петербурга Светлана Капко.
Педагог считает, что обучать совсем маленьких детей чтению нужно постоянно. Мы же с вами читаем постоянно: те же вывески на магазинах. Вот и возвращаясь с ребенком из садика, можно для начала изучать цифры и буквы - по номерам припаркованных автомобилей.
Различных программ, стимулирующих ребенка учиться читать, много. Но, если брать что-то из интернета, лучше заранее проконсультироваться со специалистом - психологом, воспитателем, логопедом.
Татьяна Галактионова, доктор педагогических наук:
- Важно правильно подбирать книги для обучения чтению. На неинтересных текстах оно не будет успешным. Если же книга захватывающая, то ребенок понимает, для чего он учится чтению, и процесс пойдет гораздо быстрее. Потому что будет мотивация. Можно посоветовать родителям серьезно подойти к выбору детских книг. Все чаще видишь издания, в которых классические сюжеты грубо адаптированы, до примитивности. И это совсем не те книги, которые нужны ребенку.