Российский автоспорт - это не только кольцевые гонки, ралли или бахи. Прежде всего это самый массовый класс - картинг. Именно отсюда вышли такие наши звезды как Никита Мазепин и Даниил Квят, Роберт Шварцман и Александр Смоляр. Давайте разберемся, что же происходит в российском картинге.
В отличие от прошлого года, когда пандемия коронавируса ударила по календарям всех гоночных чемпионатов и перекрыла границы, заставив ведущих отечественных гонщиков сражаться за титулы на внутренней арене, в нынешнем продолжился отток молодых российских картингистов в Европу. Причины понятны - выше конкуренция за счет гоночных школ из других стран, плюс больше шансов привлечь к себе внимание крупных автоспортивных программ. При этом борьба между 15-20 лучшими гонщиками здесь всегда очень плотная, в пределах одной-двух десятых. Решение родителей отправить перспективных пилотов, скажем в Италию, логично, но оно невольно бьет по уровню национального чемпионата, оставляя его без самых сильных гонщиков.
К слову, уровень российского картинга на самом деле очень высокий, достаточно посмотреть результаты международных соревнований. И тут нужно отдать должное председателю Комитета картинга Российской автомобильной федерации, вице-президенту РАФ по спорту Василию Скрылю и его команде. Именно на домашних трассах юные таланты получают гоночную практику и опыт, которые пригодятся им чтобы в дальнейшем побеждать конкурентов, выступающих за рубежом.
Однако вернемся в Европу. Пожалуй, самым массовым для россиян стал класс ОК Junior. В нем наших соотечественников выступало более 20 при 100-110участниках. То есть, почти пятая часть гонщиков были из России! На подиумы международных соревнований самого высокого уровня (WSK, RGMMC, CIK FIA EuropeanChampionship, FIA World Championship) поднимались Анатолий Хавалкин, Максим Орлов, Максимилиан Попов и Кирилл Куцков. К сожалению, из всех российских пилотов только Кирилл в этом сезоне занимал верхнюю ступеньку пьедестала.
Он выиграл две престижнейших гонки серий WSK и RGMMC, так же Кирилл впервые в истории участия российских гонщиков, поднялся на вторую ступень пьедестала на одном из этапов CIK FIA European Championship в классе OK Junior. Кроме того, Куцков занял второе место в зачете Кубка мира. На третьей строчке мирового Кубка расположился Попов. Хавалкин стал бронзовым призером FIA World Championship, показав на мировом первенстве по картингу лучший результат в истории для российских пилотов своего возраста и класса.
Кстати, по мнению специалистов, чемпионат мира больше похож на лотерею, так как состоит из одной гонки. Европейское первенство в этом смысле более справедливо. Оно включает в себя этапы в Бельгии, Франции, Испании и Италии. "Финал чемпионата мира закончился для меня из-за удара другого водителя. Иногда такое случается. Завтра новая гонка, новый шанс. На картодроме, кроме вождения, мы разговариваем с тренером, чтобы повысить мои навыки, наблюдать за другими, чтобы узнать их сильные и слабые стороны, помочь механику, немного поесть и сконцентрироваться… Обожаю этот вид спорта!", - написал Куцков в своем "инстаграме".
Из российских пилотов в других классах особенно выделялся Владимир Иванников. Он выступал в Mini, где традиционно промоутерами разных стран проводится множество статусных гонок. Не побоимся громких слов: в Европе Иванникову в своем классе равных нет!
Владимир "в одну калитку" выиграл самую престижную евро серию WSK, завоевал кучу других призов и регалий. В классе ОК здорово проявил себя Артем Северюхин. Стоит упомянуть и перспективного пилота - чемпиона России-2021 Николая Виолентия. В KZ2 бились с соперниками Максим Туриев и Никита Артамонов.
Одним словом, кадровому составу российского картинга позавидуют многие другие виды спорта. Осталось только провести в нашей стране этап европейского первенства. Соответствующая инфраструктура для этого есть на автоспортивном комплексе "Атрон" в Рязани - единственной в России картинговой трассе, усовершенствованной под международные гонки.
Безусловно, картинг - это лишь первая ступень в профессиональном автоспорте на пути к его вершине - "Формуле-1". И одного таланта здесь мало. Нужно еще, как минимум, везение и большое количество финансовых средств. Очень важным аспектом является и практика. Надо максимально использовать каждый метр дистанции, стараясь с каждым кругом быть все быстрее. Чем лучше результаты молодого пилота в картинге, тем больше у него шансов "постучаться" и попасть в более сильную команду пелотона в классах постарше. Тем короче путь к вершине автоспорта, больше шансов удостоиться внимания спонсоров и заключить более солидный профессиональный контракт.
Судя по прошедшему сезону, с результатами у юных российских талантов все в порядке. Да и в предыдущие годы наши гонщики в мировом картинге были на виду. Вспоминаются яркие выступления главного открытия нынешней "Формулы-4", лучшего новичка немецкого и итальянского чемпионатов Никиты Бедрина, пилота Европейской серии Ле-Ман (ELMS) Константина Терещенко, одного из сильнейших российских гонщиков Михаила Алешина. Кстати, именно на картах начинали в свое время гоночную карьеру "суперзвезды" нынешней "Формулы-1" Ландо Норрис, Себастьян Феттель, Льюис Хэмилтон.
Впереди 2022 год с его очередными загадками: как будет в Европе с гонками, у кого как сложится с бюджетами и планами на сезон? Но уже сейчас можно сказать точно: российские пилоты наверняка останутся в числе главных фаворитов международных соревнований самого высокого уровня, будут биться за подиум в каждом заезде, а также постараются побороться за титулы победителей европейского и мирового чемпионатов, несмотря достаточно серьезную конкуренцию со стороны своих зарубежных коллег. Так что скучно отечественным поклонникам картинга точно не будет.