Итоги 2021 года: лучшие сериалы-детективы Британии по версии "Кинократии"

Британские детективы давно имеют устойчивую аудиторию как у себя на родине, так и за рубежом, а великое многообразие подвидов этого жанра может удовлетворить практически любые пожелания со стороны зрителей. Год, последовавший за началом пандемии, обещал стать достаточно неприметным с точки зрения новых проектов, которые стали делом вдвойне рискованным, учитывая возросшие расходы на производство в условиях санитарно-эпидемиологических ограничений. И тем не менее он сумел кое-чем удивить, а также дал возможность вдосталь порадоваться возвращению на экраны достойных продолжений из ныне кажущейся такой далекой привычной жизни. Ну а наличие в большинстве случаев литературных первоисточников наверняка предоставит многим шанс поближе познакомиться с миром, окружающим главных героев.

5. "Убийства в Пембрукшире" (The Pembrokeshire Murders)

Если английские детективные триллеры за долгие годы стали лелеемой вещью в себе, шотландские с изрядным упорством прокладывают себе дорогу, а ирландские время от времени удивляют своей кельтской потусторонностью, то валлийский колорит кажется почти что экзотикой. Край поэтов, безмятежной сельской пасторали, самой напевной разновидности английского как-то слишком контрастирует с криминальной жутью, отчего она представляется еще более неотменимой и чудовищной. Молодой детектив Стив Уилкинс (Люк Эванс) берется за повторное расследование преступлений 80-х годов двадцатого века - и приходит к выводу о том, что время еще не успело замести все следы. Как и в случае с сериалом "Дес", "Убийства" основаны на исторических событиях, и то, как тактично съемочная команда подошла к изображению произошедшего на экране, внушает, помимо всего прочего, глубокое уважение и ненавязчиво подводит к исследованию очередной грани прописной истины - ничего "интересного" и "будоражащего" в преступлениях нет и быть не может. Что, увы, не может отменить их самих и те круги на воде, что расходятся по поверхности общественного восприятия после их совершения.

4. "Гранчестер" (Granchester)

Фото: kinopoisk.ru

Незаметно подкрался уже шестой сезон "Гранчестера", основанного на цикле рассказов Джеймса Рэнси "Тайны Гранчестера" и погружающего зрителя в послевоенные пятидесятые в небольшой деревне, расположенной неподалеку от Кэмбриджа - такого близкого географически и ментально бесконечно далекого от местного населения. К началу нового сезона многие из основных героев приходят с новым багажом: молодой викарий переосмысливает свои духовные и личностные устои, уставший Джорди пытается отстраниться от полностью поглотившей его работы, а Леонард попадает в очень двусмысленную ситуацию, которая внезапно осложняется очередным преступлением, из-за которого жизненные пути персонажей вновь пересекаются, однако траектория их дальнейшего движения бесповоротно меняется.

3. "Незабытые" (Unforgotten)

Британский канал ITV, все более уверенно отвоевывающий у BBC пальму первенства по части создания детективных сериалов (четыре из пяти фигурантов данной подборки "Кинократии" созданы именно им), явил миру четвертый сезон "Незабытых", в котором на поверхность всплывает еще одно преступление из прошлого, которое приводит в движение давно забытые механизмы и вскрывает очередные зарубцевавшиеся раны. На этот раз рабочие находят на свалке изуродованный труп человека, пролежавший в холодильной камере тридцать лет и обнаруженный лишь при разборе металлолома на пункте утилизации бытовой техники. На поверку он оказывается вчерашним выпускником школы полиции, а обстоятельства, в которых он был остановлен сотрудником дорожно-патрульной службы, заставляют детективов вновь содрогнуться - уже по другим причинам. Кэсси Стюарт (Николе Уолкер) неожиданно не дают уволиться без потери пенсионных накоплений, столь нужных ей в непростой жизненной ситуации - что заставляет ее, разочарованную, нервную и выгоревшую, вернуться к работе в родной отдел, к Санни и другим сослуживцам.

2. "Инспектор Адам Дэлглиш" (Dalgliesh)

Фото: kinopoisk.ru

Настоящим сюрпризом стало извлечение из задворок коллективного сознания замечательных произведений британской писательницы Дороти Филлис Джеймс об инспекторе Дэлглише, человеке тяжелой судьбы, обремененном недюжинным поэтическим даром и сохранившем страсть лишь к одному аспекту жизни - свершению правосудия. Для первого сезона, созданного Channel 5 и Acorn TV, были очень удачно переработаны три повести: "Саван для соловья", "Чёрная башня" и "Пристрастие к смерти". Берти Карвел, выбранный на заглавную роль, создал на экране очень многомерный образ человека эпохи интербеллума, еще не старого, но безнадежно далекого от окружающего его мира семидесятых, что в очередной раз дает возможность поразмыслить над тем, что человечество приобрело, а что потеряло после второго великого разлома.

Рецензия

1. "Молодой Морс" (Endeavour)

Первое место - без всяких сомнений - принадлежит повествованию о молодых годах инспектора Индевора Морса, выпестованного литературным даром Колина Декстера. Темпорально обосновавшись между "Гранчестером" и "Дэлглишем", этот сериал не перестает радовать вот уже восьмой сезон, сравнявшись по количеству эпизодов с легендарным "Инспектором Морсом" с Джоном Тоу. Стилистически выверенная энциклопедия повседневности (в том числе и музыкальной) английских семидесятых в высоколобом Оксфорде по-прежнему блещет замечательными актерскими талантами, в игре которых полунамеков в десятки раз больше, чем реплик: все так же на посту Брайт (Антон Лессер), Ферсдей (Рождер Аллам) и, конечно, сам Индевор, Шон Эванс. Последний, что ныне редкость, сумел врасти в роль настолько, что это бы посрамило многих практиков пресловутого "метода", как его называют британцы, родом из эпохи, о которой идет речь в повествовании. Индевор как-то неуловимо тяжелеет, все больше разочаровывается, надламывается, как тонкое деревце, - но неизменно стойко преодолевает невзгоды, выцветая по краям, покрывая свой глубокий взгляд патиной, замыкаясь в себе и выковывая прочную интеллектуальную броню. Теперь то самое превращение, явленное в зеркале заднего вида в пилотном эпизоде, по-настоящему началось. И почему-то очень хочется, чтобы оно не заканчивалось как можно дольше.

Рецензия