"Это должны быть такие товарные позиции, которые являются ходовыми и популярными у покупателя. Продукты со сниженной наценкой всегда должны быть в ассортименте и доступны к покупке во всех регионах нашей страны", - пояснил он.
Речь идет о продуктовых категориях, без которых не обходится практически ни одна покупка: хлеб, молочная продукция (питьевое молоко, творог, кефир), сливочное масло, сахар и овощи так называемого борщевого набора (капуста, морковь, лук, картофель).
Замминистра отметил, что в каждую из этих социально значимых категорий продуктов питания входит множество конкретных товарных наименований (или, как их еще называют, ассортиментных товарных позиций - SKU). Того же хлеба, творога, молока, кефира или сливочного масла в магазинах, как правило, представлены сразу десятки сортов. Предложения минпромторга касаются лишь самых базовых позиций. Торговля, особенно региональные сети и небольшие форматы, не смогут реализовывать с минимальной наценкой всю широкую номенклатуру SKU, подчеркивает Евтухов. Ориентировочно речь может идти о трех-четырех продуктах в каждой из упомянутых категорий. Источник в отрасли уточнил, что список предлагается сделать "плавающим" - в зависимости от региона и торговой точки это может быть набор из 15-20, а где-то достигать 80 продуктов.
Виктор Евтухов пояснил, что предложение о снижении торговой наценки до 5% на ряд товаров - дополнительная инициатива, помимо ранее озвученного крупными торговыми компаниями предложения держать до конца 2022 года наценку не более 10% на ряд востребованных у покупателей товаров.
Возможные ограничения в торговле продуктами (снижение наценок, бонусов, переход на прямые договора с производителями) власти и ретейл активно обсуждают последние несколько месяцев на фоне роста цен на продукты и жалоб поставщиков на несправедливые (по их мнению) штрафы со стороны ретейла. По данным Росстата, за 2021 год продукты подорожали более чем на 10%. А, например, цены на курицу выросли больше чем на четверть, картофель - в полтора раза. Несколько торговых сетей выступили с инициативой снизить наценку на ряд базовых продуктов до 10%. При этом некоторые эксперты отмечают, что на основные продукты магазины и так держат минимальную наценку: они дают трафик сетям - покупатель приходит за дешевым картофелем и попутно покупает дорогой йогурт.