Как сообщил журналистам первый заместитель председателя правительства КР Арзыбек Кожошев, вопрос о соглашении рассмотрели быстро, практически без обсуждения. Как он отметил, применение навигационных пломб при перевозках грузов - хороший проект. Когда именно начнется его реализация, зампред не уточнил.
- У нас есть предприятия, заинтересованные в поставках навигационных пломб. Сейчас я не могу сказать, какие. Все будет зависеть от цены. Мы постараемся, чтобы она была невысокой, - сказал Арзыбек Кожошев.
О важности соглашения для Киргизии говорит тот факт, что данный вопрос входит в список приоритетных для республики как для председателя ЕАЭС в 2022 году. Местные товаропроизводители заинтересованы в выходе на рынок России. Однако у страны нет общей границы с основным торговым партнером. Чтобы попасть на российские прилавки, продукции из КР необходимо проделать путь через территорию Казахстана (РК).
Последний, в свою очередь, пытается сократить поток контрабандных товаров, просачивающихся через южные рубежи. Последствия этой политики ощущают на себе киргизские грузоперевозчики, которым нередко лично приходится сталкиваться с барьерами, возникающими при пересечении границы. Раз в полгода СМИ сообщают об очередном крупном скоплении в пунктах пропуска грузовиков, заезжающих в Казахстан.
Стоит отметить, что в конце 2021-го КР и РК достигли договоренности о новых правилах перевозки товаров из Киргизии по территории соседней республики в Россию. Соответствующее соглашение подписали Государственная налоговая служба страны и Госкомитет доходов минфина Казахстана.
По новым правилам при въезде в РК на автотранспортные средства на добровольной и безвозмездной основе вешали те самые навигационные пломбы, позволяющие отслеживать передвижение машин в режиме реального времени. Как заверил заместитель министра экономики и коммерции КР Эльдар Алишеров, в отношении таких грузовиков казахстанская сторона не должна была проводить контрольно-досмотровые мероприятия при их перемещении по территории РК в Россию, а также в обратном направлении.
Но при этом, по его словам, киргизские экспортеры при въезде в Казахстан обязаны были иметь электронные счета-фактуры по экспортным операциям. "Если таких документов нет, то груз возвращают в Киргизию", - сказал замминистра.
Реализация данного проекта также проходила в пилотном режиме и завершилась в середине февраля 2022-го. Участие в ней принимали только шесть компаний, осуществляющих поставки алкогольной и табачной продукции. Об итогах в минэкономики и коммерции КР пока не говорят.
Некоторое время назад коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) назвала особое отношение к въезжающим из Киргизии на территорию Казахстана грузовикам барьером на внутреннем рынке ЕАЭС и призвала правительство РК отменить избыточный контроль в отношении завозимых из Киргизии товаров.
В ЕЭК попросили Казахстан ускорить и упростить процедуры прохождения транспортных средств через госграницу, исключить все виды контроля, не предусмотренные нормативно-правовой базой союза, обеспечить "зеленые коридоры" для скоропортящихся, сезонных товаров и продуктов питания.
В то же время коллегия "выразила озабоченность большим количеством проблем, связанных с перемещением товаров через границы государств ЕАЭС, носящих системный характер и требующих комплексного подхода к их решению".
Для этого предлагалось создать рабочую группу из представителей стран-участниц ЕАЭС, которая должна была разработать "дорожную карту" для "системного устранения и предотвращения препятствий при перемещении товаров через границы стран союза, в том числе посредством информационного обмена между государствами в налоговой и таможенной сферах".
Между тем
Товарооборот между Киргизией и Россией по итогам прошлого года увеличился на 47 процентов и приблизился к 2,5 миллиарда долларов. Об этом на встрече с председателем кабмина КР Акылбеком Жапаровым заявил глава правительства РФ Михаил Мишустин.
По его словам, Российская Федерация дорожит сложившимся стратегическими отношениями с республикой, основанными на многовековой дружбе их народов.
- Динамично развивается двустороннее торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество. Расширяется взаимодействие в гуманитарной сфере. Имеются перспективы для реализации совместных проектов в таких областях, как промышленность, машиностроение, радиоэлектроника, цифровая экономика, "зеленая энергетика" и транспорт, - подчеркнул Михаил Мишустин.