Отмечалось, что государство уже сделало много для того, чтобы табачный рынок был прозрачным и цивилизованным. Так, например, введена единая минимальная цена (ЕМЦ), ниже которой нельзя торговать в рознице.
"В этом году ЕМЦ составляет 112 рублей за пачку сигарет, - сообщила Ирина Федина, замдиректора департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза РФ. - Цена рассчитана исходя из минимальных акцизов, цен на сам табачный продукт и расходов на его изготовление, логистику и т.д.".
Поэтапно вводится маркировка табачной продукции. С 1 июля 2020 года она стала обязательной для сигарет и папирос, с 1 марта 2022-го - обязательной для стиков нагреваемого табака. Сведения вносятся в государственную информационную систему ГИС МТ. Обязательной маркировке подлежат 12 групп товаров. Помимо табака это лекарства, молоко, меха, парфюмерия и др. Система интегрирована с информационными системами 16 органов власти.
"Система маркировки позволяет в реальном времени отслеживать движение товарных потоков, производство и потребление не только в разрезе отдельных отраслей промышленности, но и в региональном измерении, позволяя получать объективные данные, - говорит Владислав Заславский, замдиректора департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга РФ. - Эти данные формируются в автоматическом режиме, что позволяет органам власти оценивать ситуацию в каждом населенном пункте".
В этом многие видят действенный инструмент борьбы с нелегальными продажами и "обелением" табачного рынка, который не ограничивается сигаретами.
"Мы надеемся, что скорое введение обязательной цифровой маркировки отдельных видов никотинсодержащей продукции поможет снизить объем незаконного оборота, - отметил Владимир Васильев, управляющий по защите торговых марок аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл" в России. - С учетом устойчивого роста доли никотинсодержащей продукции на российском рынке такая мера представляется нам своевременной и уместной. Она позволит защитить рядовых производителей и потребителя".
По его словам, важно распространить обязательную маркировку на все типы никотинсодержащей продукции, включая электронные средства доставки никотина, вейпы и пр. Максимальный эффект мера даст при условии отражения всех операций в ГИС МТ, но и текущие результаты обнадеживают.
"До введения маркировки были маленькие фабрики, которые производили легально не очень большой объем, - взял слово Максим Курганский, директор по защите от нелегального оборота продукции Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), оператора цифровой маркировки. - После того как маркировка была введена, начался ежегодный прирост производства у этих маленьких табачных фабрик. Он приблизительно составляет те же цифры, которые указывают на снижение уровня нелегальной торговли".
По оценкам Владислава Заславского, каждый процент незаконного оборота - это порядка 6 млрд рублей, недоплаченных в бюджет. Эксперт добавил, что после введения маркировки в России легализовалось 18 производителей и было закрыто 20 нелегальных предприятий.
В 2021 году доля нелегального табака в России составила не менее 11,5%. Об этом говорят результаты масштабного (оно охватило 840 населенных пунктов во всех регионах и 86 млн россиян) исследования Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции при Минпромторге РФ. По словам директора центра Александра Борисова, по всей стране было собрано и проанализировано 64 тысячи пачек сигарет. Если смотреть на структуру незаконного оборота, то из общих 11,5% доля пачек с подозрительными акцизными марками составила 2,2%. Доля подделок международных брендов и сигарет из магазинов duty free - чуть более 1%, пачек без акцизных марок - чуть менее 0,5 процента.
"Наибольший вклад в общую долю нелегальной продукции вносят сигареты, незаконно ввезенные в РФ из стран-членов Таможенного союза, - отметил Александр Борисов. - Вес этого фактора составляет 6,7%. Доминирует продукция белорусского происхождения - ее доля составляет 93% от всей незаконной продукции, проникающей в РФ из стран-членов ЕАЭС".
"Вклад" Армении, Казахстана и Кыргызстана оценивается от 1,5 до 3%. Борисов отметил и то, что доля незаконной продукции в мегаполисах составляет 8,7%. Она повышается по мере удаления от региональных центров: в малых городах составляет 12,3%, а в сельской местности приближается к 14%.
В число регионов с наибольшим уровнем нелегального оборота табачной продукции входят Новгородская (45,3%) и Псковская области (44,8%), Дагестан (43%), Ростовская (37,5%) и Брянская области (35,1%), Чеченская Республика и Смоленская область (по 30,8%), то есть приграничные регионы. Если смотреть по округам, то наибольшая доля нелегальных сигарет выявлена в Северокавказском (более 20%), Южном (18%) и Северо-Западном федеральных округах (16%), наименьшая - в Дальневосточном федеральном округе.
Одну из главных причин происходящего эксперты видят в значительной разнице между акцизными ставками в странах ЕАЭС. По оценкам Счетной палаты РФ, в 2021 году она составляла 39-50%. Представители рынка говорят о разнице в 36-71% по сигаретам, а по нагреваемому табаку она доходит до 70-80%.
"В России с 2013 по 2020 годы минимальная ставка акцизов увеличилась почти в 4 раза", - акцентирует Владимир Васильев. В других странах ЕАЭС ставки росли медленнее. Поэтому у соседей стартовая цена пачки сигарет составляет 40-60 рублей, а в России - 112. На разнице и наживаются дельцы. По оценкам Счетной палаты, с 2016 года потери бюджета из-за реализации нелегальной табачной продукции составили 295,6 млрд рублей.
По мнению первого зампреда комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергея Рябухина, требуется гармонизация акцизных ставок в ЕАЭС. России стоит взять паузу и подождать, пока соседи не подтянут свои ставки. Кстати, соглашение в вопросе о гармонизации ставок к 2024 году уже достигнуто. Важным шагом в решении проблемы нелегальной торговли табаком может стать передача части доходов от акцизов на табак в местные бюджеты. Сейчас у регионов нет большой заинтересованности в борьбе за легальность табачных рынков, т. к. весь акциз поступает в федеральный бюджет.
"Мы просили президента и правительство о передаче 15% дохода от акцизов на табачную продукцию в бюджеты регионов России. В этом году плановые показатели у нас более 700 млрд рублей акцизов по табаку, - сообщил Сергей Рябухин. - Если мы теряем 11-12%, а в позапрошлом году 18% по экспертным наценкам, это означает, что мы теряем больше 100 млрд рублей в год".
Сенатор уверен: "Если мы сейчас… будем зачислять 15% в доход субъектов РФ, мы из индифферентного состояния органов государственной власти субъекты федерации и муниципальные органы переведем в активных борцов за чистоту рынка". Пример есть: в 2017 году заработал механизм распределения акцизов на крепкий алкоголь между бюджетами. Регионы ужесточили контроль, и объемы нелегальной продукции стали сокращаться.
"Региональные власти сейчас не очень заинтересованы в этой борьбе, потому что она стоит денег, ресурсов, усилий, - соглашается Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли. - Когда мы проводим какие-то мероприятия, то был и не один, и не два случая, когда руководство надзорных органов в кулуарах говорило: ну вот если будет политическое такое решение на уровне страны, то мы возьмемся, а сейчас на это у нас не хватает сил". Ежегодные потери честной торговли от нелегального оборота табачной продукции, по оценкам Ассоциации, составляют десятки миллионов рублей недополученной маржи.
"Минпромторг последовательно поддерживает инициативы по обелению рынка, - подчеркнул Владислав Заславский. - Перераспределение акцизов, конечно, позволит стимулировать регионы, однако к этой мере надо добавить наделение регионов правом по возбуждению административных дел и проведению надзора за продукцией, как это было сделано для алкогольной отрасли. Это позволить замкнуть цикл стимулирования регионов, и главы субъектов будут понимать, что работа органов может увеличить доход их бюджетов".
Табачные компании в целом позитивно оценивают идеи передачи части акцизов в региональные бюджеты.
"Нелегальная торговля табаком - это выпадение доходов бюджетов всех уровней, генерация преступных доходов, недобросовестная конкуренция и насыщение рынка продукцией сомнительного качества, - напоминает Василий Груздев, директор по работе с органами государственной власти JTI Россия. - Крайне тревожно, что несовершеннолетние получают беспрепятственный доступ к такой продукции".
"Необходимо обратить особое внимание на отсутствие нормы обязательного уничтожения оборудования, которое использовалось при производстве контрафактной продукции, - отметил Владимир Васильев. - Зачастую после рейдов правоохранительных органов оборудование по решению суда возвращается собственникам и снова используется для производства незаконной продукции: из-за этого результаты кропотливой работы правоохранительных органов обесцениваются, а эффективность других мер противодействия незаконному обороту табачной продукции значительно снижается. Введение в действие нормы об обязательном уничтожении оборудования для производства нелегальной продукции является непременным условием для сокращения объема нелегального товара на рынке".
"Необходимо ужесточить ответственность за нелегальное перемещение табачной продукции через госграницу и предусмотреть применение соответствующих статей УК РФ", - считает Василий Груздев.
"Мы в 2021 году возбудили по статье 200.2 УК РФ (контрабанда табачных изделий - прим. ред.) 78 уголовных дел, - рассказал Олег Губайдулин, замруководителя Федеральной таможенной службы. - И только доначисления таможенных платежей в 2021 году составили порядка 15 млрд рублей".
До 1 сентября 2021 года партии табачной продукции, перемещаемые через территорию РФ из одной страны ЕАЭС в другую, не помещались под процедуру таможенного транзита. Этим пользовались дельцы: в 2020 году из 205 партий, экспорт которых закрывался в Кыргызстане, 72 партии были закрыты фиктивно.
По словам Алексея Фролова, начальника Уральского таможенного управления, в 2021 году в рамках контроля за перемещением товаров с использованием международных почтовых отправлений была выявлена схема вывоза нелегальной табачной продукции в страны ЕАЭС.
"Так, в международном пункте пропуска "Аэропорт Кольцово" было выявлено 58 партий табачной продукции, которая экспортировалась под видом иных товаров, - рассказал Фролов. - Было зафиксировано более 10 тысяч пачек контрабандных сигарет. Далее работали коллеги из правоохранительных органов. Была выявлена группа лиц, которые занимались поставками, и уже на внутреннем рынке было изъято еще более 12 тысяч пачек сигарет".
О масштабах можно судить и по крупнейшему табачному рынку страны - московскому. Как сообщила Любовь Куракина, врио начальника отдела надзора в сфере защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Москве, в 2020 году в столице прошло более 570 проверок. Они охватили 720 объектов, и на 529 из них были выявлены нарушения.
"За 2021 год проведено 817 проверок, затронувших 1053 объекта, - говорит Куракина. - Нарушения установлены на 635 объектах, процент случаев выявления нарушений немного снизился". Тем не менее из 66 250 проверенных пачек арестованы были 24 127 на общую сумму 3,4 млн рублей. Суды вынесли 152 решения о наложении штрафов на общую сумму 2,49 млн рублей и конфискации 17 821 пачки сигарет.
Все это говорит о том, что борьба ведется, но правоприменительную практику в регионах необходимо ужесточать, а взаимодействие между ведомствами - усиливать. Олег Губайдулин отметил, что для решения проблемы нелегального оборота табака важно принятие комплексных мер. Без выравнивания акцизов в ЕАЭС, ужесточения уголовной ответственности и "сноса" административных барьеров проблема будет жить. Помимо гармонизации ставок табачных акцизов к 2024 году необходимо выравнивать и ответственность за правонарушения в рамках ЕАЭС.
"Количество нелегальных производств на территории России, которые мы ежегодно закрываем, растет, но о чем это еще говорит? - задается вопросом Губайдулин. - О том, что это бизнес прибыльный, и просто так его никто не отдаст. Поэтому нужны конкретные шаги в части нормативного регулирования".
Участники мероприятия сошлись во мнении, что комплекс обсужденных мер будет способствовать решению проблемы нелегального оборота табачной продукции в России.