Хорошо, если сайт, публикующий такие "указания", разъяснит, что это строгий монастырский устав, и не монахи так поститься не должны. Но часто дать пояснение забывают, дальше кто-нибудь "Календарь" бездумно скопирует, и пошло-поехало все это гулять по белу свету. Стоит ли удивляться, что неискушенный читатель, узрев подобные строгости, решает: нет, пост я не потяну, тут и до обмороков недалеко, да и вообще, "Христос не для того страдал, чтобы я не мог съесть кусок колбасы". Конечно, не для этого.
Великий пост, как и любой другой, делится на пост телесный и пост душевный (духовный). Телесный пост - когда воздержание касается еды, питья, интимной стороны нашей жизни. Душевный - когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Пост телесный без поста душевного - ничто, диета. Постясь телом, важно поститься и душой. Воздерживаясь от мяса, "не кусай подобных тебе, не ешь людей", учат святые. Не прикасаясь к животной пище, "не воруй, не простирай руки свои на чужое". Удерживаясь от лакомства, "удержи язык от злословия, клеветы, осуждений". Усмиряя аппетит, не разжигай в себе гнева, злобы и брани.
Поэтому священники советуют на время поста выходить из соцсетей, ограждать себя от бурных споров, удерживаться от скоропалительных суждений и осуждений: "запечатать свои уста и уши от злобы, гнилого слова, клеветы".
Пост - этот подвиг любви - нельзя совершить только своими силами. А значит, начинать надо с прихода в храм и разговора со священником: "Батюшка, на какие ограничения благословите?" - в еде, в супружеских отношениях, в молитве: у каждого своя мера, и брать надо по силам. Самый распространенный вариант пищевого ограничения для мирян, то есть не монахов и не священников - отказ от мясного, молочного, алкоголя. Но и тут все индивидуально: в зависимости от возраста, здоровья, загруженности на работе, в общей рекомендации могут быть послабления. Например, отец русского старчества преподобный Паисий Величковский советовал больным "принимать нужную вам пищу в сытость, не взирая на других; каждому своя мера и внутренний учитель - своя совесть".
Привыкать к посту надо постепенно, опытным путем подбирая себе такую порцию пищи, которая не вызывает чувства тяжести. Но если окажется, что выбранный объем недостаточен для поддержания сил, можно сделать малую добавку, учил святой Нил Сорский. Самый верный путь - вставать из-за стола, ощущая легкий голод. Святые формулировали это так: "оставляй пищу, пока еще чувствушь алкание". Эта рекомендация полностью согласуется с современной наукой: физиологи выяснили, что сигнал о насыщении приходит в наш мозг не сразу, отсюда и наши переедания. Минимальное внимание этой стороне жизни - самый правильный путь. Параноидальное выяснение, было ли яйцо в составе съеденной булки, равно как и изысканные яства из "правильных продуктов" - не пост, а кокетство, путь в никуда.
Касается пост и интимных отношений, в эти дни недопустима разнузданность и уместна сдержанность. Хотя в таком деликатном вопросе, как исполнение супружеских обязанностей, священники призывают руководствоваться принципами любви и уважения к чувствам и потребностям своей второй половины.
Если тело истончено постом, а душа не возделывается молитвой, чтением, смирением, тогда пост порождает многочисленные сорняки - душевные страсти: тщеславие, презрение, высокоумие, предупреждал святитель Игнатий (Брянчанинов). Пост невозможен без молитвы, без участия в Таинствах Исповеди и Причащения, без дел милосердия, которые превращают нас в соработников Богу.
Есть главный критерий того, правильно ли проходит пост: если ты не осуждаешь, не гневаешься, удерживаешься от зла и отзывчив на добро, если в твоем сердце жива любовь, значит все в порядке.