В Подмосковье появятся первые железнодорожные переходы с лифтами

Трагическая статистика. 274 человека погибли на железнодорожных путях в Подмосковье за прошлый год.
Photoxpress

55 из них попали под колеса поездов, пробираясь зайцами на платформу или, напротив, пытаясь покинуть ее. Еще 89 шли, уткнувшись в смартфон или закрыв уши наушниками. Но подавляющее большинство - 130 человек - погибли, переходя пути в потенциально опасных местах. Обозначенных соответствующими табличками, опоясанных лентами, огороженных сетками... Почему? Этим вопросом задались подмосковные власти.

На руках носили

Ответ, по-моему, очевиден. Других удобных возможностей перейти через железную дорогу у людей просто не было. Ключевое слово здесь - удобных. Вот, к примеру, в Химках построили два ЖК - "Солнечная система" и "Две столицы". Получился отличный микрорайон на 15 тысяч жителей. Только часть социальной инфраструктуры и практически весь наземный общественный транспорт оказались у них за железной дорогой. До ближайших безопасных пешеходных переходов - 2,3 километра в одну сторону и 3,2 в другую. Наивно было бы думать, что, выходя с сумками из МЕГИ, которую видно из окон их квартир, или вернувшись с работы на автобусе, от остановки которого до дома по кратчайшей прямой не более 500 метров, люди будут нарезать километры до переходов. Нет, они так и ходят - по кратчайшей прямой, через железную дорогу. В результате семь смертей за три года.

В Балашихе - другая история. Там жители микрорайона Зеленовка много лет переходили железку по одноуровневому переходу. Но с развитием железнодорожного сообщения это стало небезопасно - интервалы между поездами становятся слишком короткими. Плюс на этом участке идет строительство четвертого Московского центрального диаметра "Железнодорожный - Апрелевка", на части пути периодически ограничивают движение, и в это время нагрузка на оставшиеся "полосы" еще возрастает. В общем, в какой-то момент в РЖД решили, что беганье граждан по путям пора прекращать, и в Зеленовке появился новый крытый переход, поднятый над землей примерно на уровень третьего этажа. А старый огородили.

Только вот жителям переход не понравился. А вы попробуйте втащить на третий этаж коляску с ребенком, когда в руках сумки, или вскарабкаться самому, если ходишь с палочкой еле-еле. А тащить и карабкаться надо, потому что вся соцзащита, поликлиника, большинство городских служб и магазинов находятся там, за железной дорогой. Граждане подняли такой шум в соцсетях, что местная администрация вынуждена была пообещать оборудовать переход подъемниками. А пока их монтировали, чиновники поставили у перехода гастарбайтеров - носить по лестницам сумки, коляски и маломобильных бабушек. Тем временем кто-то из жителей Зеленовки под покровом ночи снес забор у старого перехода, потому что и молодые возвращаются домой с работы уставшими и им тоже не хочется взбираться на третий этаж, а еще у старого перехода осталась остановка общественного транспорта...

Люди будут продолжать ходить по путям, пока им не построят удобные переходы

К новому году подъемники установили, и носильщики-гастарбайтеры благополучно ушли чистить снег с балашихинских улиц. Старый переход огородили посерьезнее - металлическими решетками. Но подъемники проработали полтора дня и сломались - их тонкая электроника не вынесла минусовых температур. И вскоре металлический забор на старом переходе снова бесславно пал. Люди по-прежнему ходят по путям.

Договорились

"Давайте внесем коррективы в наше соглашение и определим новые стандарты, которым должны будут соответствовать надземные переходы через железнодорожные пути", - предложил заместитель гендиректора РЖД, генеральный директор АО "Скоростные магистрали" Олег Тони, выслушав историю о злоключениях жителей Зеленовки. Здесь проблему будут решать в ручном режиме: в РЖД пообещали дополнительно поколдовать над подъемниками, чтобы они в работоспособном состоянии дожили до теплых температур, а местные власти к концу года обязались поставить на переходе уличные лифты. Ну и перенести остановку общественного транспорта от старого перехода к новому.

Но впредь никаких больше подъемников. Все надземные переходы над железной дорогой в Подмосковье впредь будут оборудоваться только уличными лифтами, чьим механизмам зимние морозы не страшны. Переходы также должны быть крытыми и иметь ширину не меньше четырех метров, чтобы внутри смогли спокойно разойтись и мамы с колясками, и молодежь с самокатами, и маломобильные граждане. Сейчас же в некоторых имеющихся переходах в час пик уже образуются людские пробки.

Кто пройдет первым?

В этом и следующем году в области по новым стандартам построят 14 надземных переходов. Семь из них "Российские железные дороги" возведут в составе инфраструктуры строящегося МЦД-4. В частности, сразу два перехода появятся на станции Лесной городок, где создают крупный пересадочный центр, по одному - на станциях Ольгино, Железнодорожная, Ипподром, Кратово и Есенинская.

Еще семь переходов построит область за счет своего бюджета. "Мы определили семь муниципалитетов, жители которых нуждаются в переходах в первую очередь. Это Химки, Истра, Реутов, Люберцы, Серпухов, Ленинский и Раменский округа", - говорит заместитель председателя правительства Московской области Анна Кротова. В Химках уже в июле обещают открыть движение в переходе, ведущем к ЖК "Солнечная система" и "Две столицы". В истринском микрорайоне Дедовск переход появится в районе улицы Железнодорожной, где с одной стороны железной дороги находится жилая застройка на 10 тысяч семей, а с другой - 10 крупных СНТ. В Реутове - выведет жителей в промзону на улице Октября, там располагаются более 10 предприятий, чьи сотрудники пока ежедневно рискуют жизнью по пути на работу и возвращаясь с нее. В Раменском радуются жители улицы Интернациональной, в Люберцах - Красногорской. К слову, в этих муниципалитетах самое большое число погибших на железнодорожных путях: 19 и 16 человек за три года. В Серпухове заменят существующий открытый переход на одноименной станции, который износился до того, что лестницы почти превратились в пандусы. По той же причине строят новый переход и в Ленинском округе на станции Расторгуево.

Тем временем

Машины, мешающие мусоровозам, будут эвакуировать без полиции

Депутаты Мособлдумы утвердили поправки в закон о благоустройстве, разрешающие эвакуировать автомобили, которые мешают подъезду коммунальной техники к мусорным контейнерным площадкам. "Очень часто неубранный снег или переполненные мусорные контейнеры, на которые массово жалуются жители, являются следствием того, что техника не может проехать во дворы многоквартирных домов из-за неправильно припаркованных личных автомобилей", - объяснил необходимость поправок председатель комитета Мособлдумы по транспортно-дорожному комплексу и информационным технологиям Олег Гаджиев.

До недавних пор освобождать контейнерные площадки от транспорта в области можно было лишь с помощью и в присутствии сотрудника ГИБДД. Иногда процесс растягивался на часы и мусор в этот день вывозить все равно не успевали. Теперь же автомобили, мешающие вывозу коммунальных отходов или уборке дворов, можно эвакуировать совершенно законно и без лишней волокиты. Куда именно их будут вывозить - каждый муниципалитет определит собственным подзаконным актом. Это может быть штрафстоянка, или платная парковка, или, если на территории муниципалитета нет ни того ни другого, просто свободное парковочное место на соседней улице. Сама эвакуация, подчеркивает Олег Гаджиев, будет осуществляться бесплатно, но размещение и хранение транспортных средств на отдельных площадках может быть платным.

Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Ирина Рыбникова