Ксения Поднебесная: Мужчины чаще бы дарили жемчуг, если бы их не останавливали
"Podnebesnaya & Podnebesny. Pearls and gems" - единственная российская компания, входящая в японскую Ассоциацию экспортеров жемчуга (JPEA). Ксения Поднебесная - основатель и креативный директор этого семейного ювелирного дома, ведущий российский эксперт по жемчугу. Она долго работала в Японии, где приобрела особый взгляд на этот драгоценный природный материал. Мы решили выяснить у Ксении, часто ли сегодня дарят жемчуг и какие мифы о нем распространены в нашей стране.
С какими самыми живучими предрассудками вы сталкивались?
Ксения Поднебесная: Самый активный, драматичный и грустный миф для меня как для ювелира - что жемчуг якобы старит женщину. В России до сих пор в это верят. Но, кстати, оказалось, что мужчины реагируют на него более позитивно и естественно. Они меньше скованы воспоминаниями "что носила моя бабушка". В основном реакция "о, как это красиво!" И если бы сами женщины не останавливали мужчин, те дарили бы им жемчуг гораздо чаще. Но первая женская реакция: "Жемчуг добавит мне возраста". И другой мой "любимый" стереотип: "Я еще не доросла".
До статуса английской королевы?
Ксения Поднебесная: Да. Как будто сам жемчуг намекает на почтенный, уважаемый возраст - но это всегда неправда. Причина такого восприятия - неумение или, возможно, отсутствие времени внимательно его рассмотреть. Мы живем в такое динамичное время, когда нам некогда рассматривать. А жемчуг требует именно этого.
То есть в большинстве современных украшений бросается в глаза их форма, в то время как в жемчуге стоит вглядываться в оттенки?
Ксения Поднебесная: Да, и в любых украшениях я как дизайнер максимально открываю жемчужину. Я обожаю цветные камни, но жемчуг украшает совершенно другим образом. С ним все не так очевидно, как с камнями, поэтому он требует наблюдения. Например, если жемчужные серьги правильно подобраны под глаза женщины, ее цветотип, то даже без макияжа она будет выглядеть красавицей. Например, у нее серо-зеленые глаза, и их прекрасно оттенят серьги с таитянским жемчугом, или если глаза карие - то жемчуг золотой. Кстати, самые интересные эксперименты бывают с золотым жемчугом: мне часто говорят "ой, золотое я никогда". А потом подбираем под золотистые волосы или карие глаза, теплый оттенок кожи - и золотая жемчужина это подчеркивает. Мы видим не украшения, а природную красоту самой женщины. Образ получается универсальным, он не "перегружен" - а это важно в современной жизни.
Вместе с тем этот образ очень женственный и мягкий. Этим тонкостям научила меня Япония - там всё на уровне полутонов. Работая с клиентами, я всегда стараюсь понять подчеркнуть их "настоящую суть" и индивидуальность. А жемчуг демонстрирует не столько благосостояние, сколько целостность личности.
Как неподготовленному человеку понять, заходя в магазин, что ему порекомендуют действительно то, что нужно, а не то, что нужно продать?
Ксения Поднебесная: Мне сложно рекомендовать, каким набором правил пользоваться в других бутиках нашей страны. У себя в бутике я всегда интересуюсь, если подарок выбирается без присутствия дамы, ее цветом глаз, волос, какого вида предпочитает серьги, с какой посадкой на мочку. Но если мы сейчас это опустим и будем говорить только о том, как смотреть на жемчуг, чтобы понять, достоин он внимания или нет, то самый простой мастер-класс начинается так: мы прежде всего смотрим на форму.
Сегодня в основном используется культивированный жемчуг. И он, конечно же, должен быть круглый. Но нужно понимать, что это довольно сложная задача, и идеально круглая форма возникает крайне редко. К примеру, в годовом урожае жемчужин Южных морей в лучшем случае лишь 20% жемчужин "почти круглые". Все остальное вообще "барокко" - неправильные, фантазийные формы. Круглого жемчуга ничтожно мало. И если есть небольшой изъян формы, то это не драма - это говорит о том, что жемчужина природная.
Я, например, люблю форму "пуговицы", когда жемчужина немного "сплюснута на полюсах". Чем может быть компенсирована "неидеальность" формы? Уровнем блеска - он называется "люстр". Это сложнейшая характеристика жемчуга. И для японцев именно она - самая важная.
А как ее описать для русского человека?
Ксения Поднебесная: Люстр - это не поверхностный блеск, это внутренне сияние. Сложный оптический эффект, сродни 3D, мы еще можем назвать его "зеркальным". И чем это "зеркало" четче, тем лучше. Если мы подносим палец к жемчугу и видим в нем отражение - это хорошо. Начинаем вглядываться внимательнее, если предметов много - просто прекрасно. Такой универсальный оптический эффект несколько скрадывает возможные изъяны формы.
Конечно, если бюджет не ограничен, вы можете выбирать жемчуг без изъянов. Но, скажем прямо, в жизни так не бывает. И если вы хотите купить красивое ожерелье, но за разумные деньги, какой-то уровень компромисса - но без драмы! - должен быть. Я всегда делаю акцент на уровень люстра - чтобы он был главным фактором, а все остальное второстепенным. Люстр может компенсировать возможные недостатки жемчуга, неровности, или, как говорят сами японцы, "kizu" - "ранки" жемчужины. На самом деле в японской традиции это вовсе не недостатки, а то, что заставляет нас по-другому относится к материалу, ко всему, что нас окружает. Философия "ваби-саби" - принятие красоты несовершенства, возможность увидеть и полюбить этот мир. В этих несовершенствах - мы сами, наша индивидуальность. Я приняла эту философию для себя и учу этому своих клиентов.
Жемчуг - живой материал. Чудо культивированного жемчуга в том, что это не пластиковая бусина. Результат никогда не программируемый. Более того, культивированный жемчуг может появиться только в идеальной экосистеме. И наличие его в мире - это в некотором смысле маркер состояния планеты.
Можно ли самостоятельно отличить жемчуг от "обманки"?
Ксения Поднебесная: Обращайте внимание, есть ли в бутике выбор. В моих коллекциях, например, выбор жемчуга, который действительно редок не только для России, но и для всей Европы. И клиенты начинают не только отличать натуральный от подделки, но и даже различать уровень люстра. В своих коллекциях мне хочется показать, что русское ювелирное искусство есть, и оно достойно того, чтобы стоять на одной ступени с большими брендами. Я считаю, что мы - ювелирный дом, которым страна может гордиться.