Продажи в России уже прекратили такие крупные бренды, как Apple, Nike, IKEA, Asos и Zara. Некоторые из них закрывают и офлайн-точки в стране. Крупные курьерские компании DHL, FedEx и UPS перестали доставлять в РФ почту и грузы.
Компании объясняют это нарушением логистики из-за запрета на полеты российских авиакомпаний, нестабильным курсом рубля, политической ситуацией и сложностями с проведением платежей. Напомню, санкции запрещают зарубежным игрокам проводить платежи от попавших под ограничения банков (ВТБ, "Открытие", "Совкомбанк", "Промсвязьбанк" и "Новикомбанк").
При этом новые ограничения со стороны США и закрытое небо не означают полного запрета на поставки продукции в Россию. Санкции распространяются только на высокотехнологичные, а не на потребительские товары. Хотя воздушные пути и временно недоступны, изделия по-прежнему можно доставлять наземным транспортом. Просто на данный момент зарубежные компании опасаются репутационных потерь и возможных будущих запретов.
Уход из России DHL, FedEx и UPS, конечно, повлияет на потребителей. Но - не сильно. Эти компании не занимали большой доли рынка в сфере доставки грузов физическим лицам. Курьерские фирмы привозили примерно 30 процентов интернет-заказов, а остальные покупки магазины отправляли собственными службами или "Почтой России". Гораздо важнее для российских потребителей поставщики из Китая и Средней Азии: через эти страны идет огромный поток товаров, купленных через онлайн-магазины.
Влияние на бизнес окажется более серьезным. Ограничение поставок высокотехнологичного оборудования и запчастей с Запада может быть ощутимо. Поэтому единственная серьезная возможность поддержать бизнес - искать другие каналы поставок.
Сейчас международные компании оценивают собственные риски и следят за развивающимися событиями. Возобновление поставок не произойдет быстро: отмена санкций, как правило, занимает больше времени, чем их введение. Самое раннее, когда могут возобновиться поставки товаров из-за рубежа, - лето, но строить прогнозы сложно. Выход на межстрановую и межконтинентальную логистику - отдельный проект, который требует оценки рисков и понимания того, насколько проект будет прибыльным для компаний.
На внутреннем рынке логистики также происходят изменения. На фоне общей нестабильности клиенты стали осторожничать и оформлять меньше заказов. В частности, Via.Delivery отметила снижение объема доставки на 12 процентов с 24 февраля. В прошлые годы в аналогичный период число заказов, наоборот, росло: во-первых, в феврале оканчивается посленовогодний застой и клиенты в принципе начинают совершать покупки активнее, а во-вторых, продажи растут в преддверии гендерных праздников.
На этот раз людям не до приятных трат. Они стараются сохранить свои сбережения, обналичивают деньги, боясь санкций, наложенных на банки. Обороты онлайн-торговли и, как следствие, доставки падают. В конце февраля - начале марта в 2021-м число заказов выросло на 48 процентов год к году, а в 2022-м - всего на пять. Рост выручки упал с 34 до 11 процентов. Средний чек остался на прежнем - досанкционном - уровне.
В то же время некоторые сегменты торговли остались стабильны и даже показывают рост: люди продолжают закупать продукты питания, оргтехнику и бытовую технику, фармацевтическую продукцию, автозапчасти и БАДы. Их берут впрок. Интернет-магазины и курьерские компании могут восстановить показатели продаж и выручки за счет этих групп товаров.
Чтобы помочь онлайн-магазинам стимулировать спрос, можно постараться снизить стоимость доставки и улучшить условия взаимодействия с клиентами. Например, начать выплачивать выручку по эквайрингу в укороченные сроки.
Давайте вспомним, что происходило на российском рынке при предыдущих ограничениях на ввоз определенных товаров. У нас появилась масса посредников, которые помогали поставлять санкционные товары. Они работали в серой зоне с точки зрения законодательства. Благодаря таким компаниям-посредникам в России появились, например, "белорусские" деликатесы типа пармезана и морепродуктов.
Новые санкции распространяются и на Белоруссию. Поэтому бизнес будет искать других партнеров, чтобы хотя бы отчасти компенсировать поставки зарубежных товаров в Россию.
Из-за того что логистику придется перестраивать, цены на доставку неизбежно вырастут. Подорожают и сами импортные товары - из-за падения курса рубля. Учитывая эти факторы, нельзя предсказать, насколько востребованы будут услуги посредников. Как правило, в кризисы население беднеет, а покупательская способность падает. Не исключено, что какие-то санкционные товары в сером виде окажутся не нужны.
Март будет сложным как для онлайн-торговли, так и для всей экономики. Бизнес возьмет паузу и будет следить за развитием событий, подстраиваться и принимать краткосрочные решения, которые позволят оставаться на плаву. Стратегические же решения последуют в лучшем случае лишь в начале апреля.