Но путешествие по храму корреспонденты "РГ" начали ... с подвальных помещений. Пока сюда посторонних не пускают: реставрация еще не завершена. Огромные сводчатые помещения, в которых когда-то хранили церковную утварь, были погреба (но нижнего храма здесь не было никогда). В советское время стены были покрыты штукатуркой. Сейчас она практически вся снята, и теперь виден первоначальный замысел. Подвал - из красного кирпича. Таким он и останется, когда здесь откроют музейно-выставочную экспозицию, посвященную истории храма и времени его создания. Также здесь будут лекторий, воскресная школа, будут проходить камерные концерты. В одном из подвальных отсеков - уже как часть музея - будут представлены объекты... из бомбоубежища. Да, в подвальной части Смольного собора располагалось классическое бомбоубежище: с мощной металлической дверью и системой подачи воздуха с многочисленными фильтрами.
О том, что помещения - церковные, пока напоминает установленная здесь копия иконы "Предстательство Богородицы" работы Алексея Венецианова. Как пояснил Роман Катаев, магистр богословия, помощник настоятеля, практически все историческое убранство собора, включая огромный, высотой 22 метра, центральный иконостас, исчезло без следа. И сведений о том, что было когда-то, - минимум. Достоверно известно, что в соборе находилась упомянутая икона Венецианова. Ныне она пребывает на хранении в Русском музее. Поэтому в соборе - только копия. Икона интересна тем, что на ней изображен сам Смольный собор.
Теперь 136 ступеней вверх - по крутой каменной винтовой лестнице, и мы оказываемся на верхнем ярусе собора - там, где тянется целая линия белоснежных канделябров (жирандолей). Канделябры - мера вынужденная. Храм не имеет центрального светильника (паникадила). Потому что собор, который начал возводить при Елизавете Петровне архитектор Растрелли, был окончен лишь в царствование Николая I. И Николай I посчитал, что паникадило загораживало бы центральный иконостас. Канделябры изначально были со свечами, но уже в 1902 году в собор было проведено электричество. Сейчас все восстановлено и исправно работает. С верхнего яруса открывается великолепный вид. А в помещении, прилегающем к выходу на ярус, располагается маленькая экспозиция: из церковных вещей, подаренных прихожанами. Старинные иконы и церковные книги, в том числе огромные фолианты с обложками - деревянными досками. В перспективе планируется и сюда водить экскурсантов. Но осилить лестницу смогут, понятное дело, не все.
Спускаемся в "основную часть" собора (здесь многое уже доступно для обзора). Белоснежная красота. Именно так повелел Николай I. Однако во время реставрационных работ было найдено свидетельство того, что архитектор Василий Стасов предполагал все-таки расписать своды и арки монохромной росписью гризайль (создающей впечатление объемного изображения). Под слоями времени нашли такой кусочек и восстановили роспись, которая не понравилась императору. Взглянуть на нее можно в левом алтарном приделе.
Полностью восстановлены и исторический пол из ревельского песчаника, отделка колонн (при Стасове они были облицованы искусственным мрамором). Достаточно органично вписались в интерьер собора две большие скульптуры (высота около пяти метров) ангелов. Ангелы - "не местные". Один из них - из дерева, покрыт свинцовыми пластинами, был снят с купола церкви Святой Екатерины на Васильевском острове (ныне там установлен новый ангел). Скульптуру нещадно потрепала петербургская погода. А неподалеку от него белоснежный ангел - современная копия.
Поместить ангелов в собор - хорошая идея. Они большие, и найти им место в музее сложно. Теперь в соборе предполагается, дополнив экспозицию, открыть свой "Музей ангелов".
Понятно, что белоснежное убранство неизбежно будет загрязняться. Да, печи топить не будут, но рядом магистрали. Так что предполагается периодически проводить очистные работы. А чтобы было поменьше копоти, решено использовать только свечи из воска.
Что касается воссоздания иконостаса, то это делается силами прихода и благотворителей. Часть убранства, покрытого сусальным золотом, уже есть. Но дело это будет долгое и затратное. Помогают в реставрации икон и волонтеры - студенты Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица.
Смольный собор входит в состав объекта культурного наследия федерального значения "Смольный монастырь". Храм был закрыт решением Петроградского совета в 1923 году, в здании разместили складские службы. В 1969 году собор был передан Музею истории Ленинграда. В конце 2015 года - православной церкви (но первая после перерыва служба была совершена в 2009 году).