Главной проблемой первого этапа стало затягивание сроков строительства судов под инвестквоты. В начале года на совещании в Росрыболовстве глава "Объединенной судостроительной корпорации" Алексей Рахманов заявил, что верфи не готовы приступать к строительству новых судов в 2022-2023 годах, а возможности ОСК ограничены. Сейчас в проекте заняты шесть заводов, на них в разной степени готовности находятся 33 судна. По строящемуся флоту отставание от графика составляет от полугода до двух лет. Глава корпорации предложил увеличить сроки строительства судов с пяти до семи лет.
Росрыболовство в такой ситуации считает уместным отменить штрафы за возможные срывы сроков реализации инвестпроектов. Предложение поддержала курирующая отрасль вице-премьер российского правительства Виктория Абрамченко.
- На наших глазах перестраиваются бизнес-цепочки. Нужно время для поиска новых поставщиков оборудования и комплектующих. Это касается и судостроителей. В текущей ситуации надо поддержать бизнес и направить усилия на сохранение объемов производства готовой продукции и переориентацию рынков сбыта, - пояснила она.
Глава Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья Георгий Мартынов уверен, что ввод второго этапа инвестиционных квот надо остановить, как минимум, по двум причинам.
Во-первых, у небольших и средних компаний, которые не планировали по финансовым причинам участвовать во втором этапе, тогда появится уверенность в завтрашнем дне, они будут понимать, что не лишатся оставшихся квот, например, на краба, и смогут планировать работу. Помимо прочего, это сохранит рабочие места.
Во-вторых, отрасль сможет двигаться дальше только после того как будут построены все заложенные суда, ведь рыбаки брали банковские кредиты, которые им нужно отдавать и, значит, зарабатывать на это средства.
- Больше всего мы волнуемся за поставку комплектующих. Да, суда строятся на российских верфях, но, к сожалению, РФ не выпускает, как не выпускал и СССР, пропульсивные установки: главный двигатель, гребные винты и тому подобное. Их мы закупали за границей - в Германии, Японии, США, - говорит Георгий Мартынов.
По словам Олега Зубахина, директора "Восточной верфи", где сейчас строят восемь краболовов, на данный момент отгрузку приостановила только одна, причем российская, компания - поставщик краски.
- На три краболова двигатели уже куплены, по остальным пока информации нет. Прорабатываем варианты замены, альтернатива есть всегда. Возможно, придется вносить корректировки в проект. Но пока мы только прорабатываем варианты при различных сценариях, - сказал он "РГ".
Осенью прошлого года "Восточная верфь" сдала первый краболов - "Охотск", второй, "Аян", спустила на воду и планирует передать заказчику в апреле. Остальные суда находятся в разной степени готовности, их строительство, по словам собеседника "РГ", идет с опережением графика.
Еще один момент, на который обращают внимание в отраслевом сообществе, - будет ли Европа брать российскую рыбу, в том числе переработанное в КНР филе минтая.
Если нет, то надо искать новые рынки сбыта. Георгий Мартынов видит перспективу в странах АТР. Недавно он встречался с представителем Вьетнама, который был заинтересован в поставках.
С ним солидарен председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки Владимир Галицын. Он считает, что у предприятий получится найти новые рынки сбыта и в целом введенные санкции могут открыть новые возможности для рыбаков.
- Все понимают, что задача у нас одна - обеспечить страну рыбой. В этом году камчатским предприятиям предстоит добыть около 1,5 миллиона тонн рыбы. 264 тысячи тонн лососей прогнозируют к вылову на весь Дальний Восток, из них 140 тысяч приходится на Камчатку. Это не такие большие объемы, как были в предыдущие десять лет, но достаточные, чтобы обеспечить жителей России, и Камчатки в том числе, свежей, доступной по цене рыбой. Сейчас, когда иностранные производители уходят с рынков РФ, у нас появляется уникальная возможность выйти на них со своей качественной недорогой продукцией. Наши предприятия начали готовиться к рыбалке задолго до самой путины, - сказал он.
Владимир Солодов, губернатор Камчатского края:
- Сейчас никто не предскажет, как сложится ситуация на мировых рынках, но ценность свежей дикой рыбы высока и будет расти дальше. А роль Дальнего Востока, в частности Камчатки, в обеспечении мирового спроса на эту продукцию настолько велика, а по некоторым продуктам вообще безальтернативна, что я уверен: решения будут максимально взвешенными. Наша рыба своего потребителя найдет. Да, могут быть переделы рынка, изменение логистических цепочек, другие подвижки. Да, в какой-то момент они могут вызвать некоторую турбулентность и у нас, но опасений в фундаментальном смысле нет.