Россияне активно переходят в отечественные социальные сети
Практически все российские пользователи социальных сетей (80%) готовы заменить заблокированные сервисы Meta и Twitter их отечественными аналогами. Об этом говорится в исследовании Calltouch (есть у "РГ").
По словам аналитиков, идет активное перераспределение в сторону отечественных площадок, прежде всего в пользу "ВКонтакте". На вопрос о готовности использовать VPN-сервисы для входа в социальные сети большинство опрошенных ответили отрицательно: почти 60% не планируют пользоваться такими сервисами или не знают, что такое VPN.
Перераспределение пользователей из Facebook и Instagram во "ВКонтакте" полностью перевернет рынок рекламы, уверены опрошенные "РГ" специалисты по связям с общественностью.
"Все пересматривают коммуникационные стратегии - многое будет зависеть от будущего компании на российском рынке вообще, - утверждает Ксения Алексеева, управляющий партнер коммуникационного агентства Fresh Russian Communications. - Многие компании уже рассматривают путь полной локализации бизнеса с выходом из капитала российского подразделения".
По словам специалиста, компании, которые рассматривают наиболее позитивные сценарии развития, зарегистрировали аккаунты во "Вконтакте" и Telegram, продолжают сообщать важные новости в Facebook и Instagram, но никаких рекламных кампаний пока не ведут.
"Часть компаний временно деактивировали свои аккаунты в Facebook и Instagram и другие площадки пока не рассматривают, - добавляет Алексеева. - С наибольшими трудностями сталкиваются B2B-бренды, которые работали преимущественно в Facebook, Instagram, иногда в LinkedIn, которым аудитория профессионалов продолжала пользоваться благодаря VPN (а сотрудники международных компаний и без него). Далеко не все они переходят во "Вконтакте", чаще - в Telegram, где пока нет эффективных инструментов продвижения, поэтому минимальный порог входа составляет от 1 млн рублей".
Судя по опросам, проведенным среди представителей рекламного и маркетингового бизнеса в России, 69% авторов контента собираются увеличить свое присутствие на ресурсах РФ, продолжает Иван Самойленко, управляющий партнер коммунникационного агентства B&C Agency.
"Наиболее перспективными российскими соцсетями опрошенные посчитали ВК и Яндекс.Дзен (по 38% голосов), Rutube (7%). Главная проблема при смене канала для блогеров и специалистов разных направлений - это конверсия. Как правило, конверсия перехода на новую платформу составляет 10-12% охвата с одного промо-поста/сторис. Но это можно назвать большим плюсом для рекламодателей, так как ведет к снижению стоимости размещения".
По мнению основателя коммуникационного агентства "ЛАМПА" Евгении Лампадовой, коммуникационная отрасль находится сейчас в ситуации неопределенных данных, это касается и сегментации аудиторий на новых площадках. "Некоторые пока аккуратно экспериментируют и смотрят, есть отклик или нет в ВК и Дзене, большинство же направляют бюджеты и усилия в разрешенный и уже отлаженный канал коммуникации - Telegram, как следствие, на площадке выросли ценники в среднем на 20%, в первую очередь, здесь востребованы авторы-старички, а вновь прибывшие экс-инстаграмеры популярностью, сравнимой с их Instagram историей, в Telegram пока не пользуются".
В разное время на работу Facebook, Twitter, Instagram, Whatsapp, TikTok были наложены ограничения в Китае, Индии, Венесуэле, Иране, Туркменистане, Мьянме. При этом в некоторых странах были созданы национальные альтернативы, обладающие всей необходимой функциональностью и получившие популярность среди населения, говорится в аналитической справке НТЦ ГРЧЦ. Приведенные примеры свидетельствуют о различных вариантах развития ситуации при ограничении или полной остановке деятельности соцсетей со стороны государства. Требования к соцсетям в России основаны на фильтрации запрещенного контента и выполнении онлайн-платформами требований законодательства в области обработки персональных данных россиян, напомнили специалисты.