Стоимость авиабилетов вырастет в пределах средней инфляции

Ограничения, введенные Евросоюзом и США в отношении гражданской авиации России, неизбежно скажутся на авиарынке, считают эксперты. Цены на авиабилеты вырастут как минимум в пределах инфляции.
Reuters

Евросоюз, США и некоторые другие страны закрыли небо для российских авиакомпаний, прекратили техническое обслуживание и страхование своих самолетов и вообще требуют вернуть воздушные суда, находящиеся у нас в лизинге. В такой ситуации летать в недружественные страны отечественные авиакомпании не могут, чтобы не лишиться самолетов. Зарубежные авиакомпании сократили полеты в Россию из-за сложностей со страхованием рисков. Сократившийся по объективным причинам поток наших пассажиров за рубеж устремится на внутренний рынок. Спрос на авиаперевозки вырастет.

Цены на авиабилеты будут повышаться в пределах средней инфляции, то есть примерно на 20-25% и могут даже немного обогнать ее, говорит директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович. Центробанк установил ключевую ставку в 20%, а она примерно соответствует значению инфляции, поясняет он. При этом фундаментального падения спроса на авиаперелеты не будет, добавляет эксперт.

Однако объем перевозок значительно сократился, потому в течение ближайших одного-двух месяцев серьезного ценового давления на рынок не будет, в стране избыточный парк воздушных судов, считает эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Но к лету начнут сказываться другие факторы. В ситуации запрета на поставку запчастей какие-то самолеты придется использовать для ремонта других машин. Постепенно парк начнет сокращаться.

Пока сдерживать рост цен на авиабилеты будет избыточный парк воздушных судов, не летающих за рубеж

Тут может проявиться эффект 2021 года, когда в условиях ограниченных возможностей выезда за границу в России в первую очередь раскупались люксовые отели. На авиарынке в такой ситуации пострадать могут лоукостеры. Большую роль для обеспечения доступности авиаперелетов будут играть программы субсидирования авиаперевозок, считает Остапкович.

В минтрансе уже заявляли, что ожидают в 2022 году увеличения объема авиаперевозок внутри страны по льготным тарифам на 14%. В Ростуризме сообщили, что российским туроператорам компенсируют расходы, связанные с возвращением туристов домой. Подобные меры поддержат авиаотрасль.

Дальнейшая ситуация будет зависеть от того, насколько удастся наладить отношения со странами, не вводившими санкции, для поставки запчастей и самолетов, а также организовать производство запчастей и самолетов внутри страны, говорит Борисов.

Тем временем

Vietnam Airlines остановила полеты в Россию

В условиях санкционного давления на российскую гражданскую авиацию ситуация с полетами за рубеж меняется ежедневно.

Российские авиакомпании не могут вылететь в недружественные страны на самолетах, находящихся в лизинге, кроме того, полеты в Россию периодически сокращают или приостанавливают вовсе зарубежные авиакомпании.

О прекращении полетов в Россию объявила вьетнамская авиакомпания Vietnam Airlines. Как пояснил диспетчер "горячей линии" российского представительства перевозчика, полеты приостановлены с 25 марта на неопределенный срок, продажа билетов прекращена. "Причины нам не сообщают", - сказала она. Но ранее во вьетнамском издании VnExpress такой шаг авиакомпания объяснила необходимостью уточнить процедуры, требования и правила, связанные с вопросами страхования.

Как уточнили в пресс-службе авиакомпании, этот вопрос носит технический характер, передает ТАСС.

Пассажирам перевозчики пообещали вернуть деньги за купленные билеты или бесплатно заменить их на другие рейсы, когда маршрут будет восстановлен.

Вьетнам не вводил санкции против России и точно не относится к недружественным государствам. Тем не менее действующие ограничения в отношении России сказались и на авиакомпании из Юго-Восточной Азии. По этим же причинам ранее уже приостанавливали полеты в Россию авиакомпании из Казахстана, Азербайджана.

Как поясняют "Российской газете" эксперты, у некоторых авиакомпаний предусмотрено исключение покрытия рисков при полетах в Россию. Но в условиях сложной геополитической ситуации перевозчики самостоятельно либо по настоянию страховых компаний расширяют страховку.

Авиакомпании входят в число самых сложных корпоративных клиентов, поскольку их деятельность подразумевает риски, связанные с огромными страховыми суммами, поясняет партнер - CEO страхового брокера "Союз" Олег Ханин.

Свои риски, среди которых повреждение или утрата воздушного судна, ответственность перед третьими лицами авиакомпании обычно страхуют у национальных компаний. Но возмещать в случае инцидента крупные ущербы очень сложно, потому национальные страховщики предпочитают разделять ответственность и перестраховываться у крупных международных компаний. Вот только найти сейчас на Западе страховые компании, которые взяли бы на себя риски полетов в Россию, конечно, непросто. В этой связи авиакомпании самостоятельно принимают решение, летать им в нашу страну или нет.

Но те перевозчики, которые заинтересованы в поддержании связей с Россией, находят выход. Во всяком случае, например, казахстанская Qazaq Air после приостановки рейсов вновь возобновила полеты.

Подготовил Евгений Гайва