По оценкам директора НП СРО "Альянс строителей Приморья" Сергея Федоренко, на стройках края работают до 25 тысяч человек. Примерно половина из них - иностранцы, в основном граждане Узбекистана, но есть и таджики, и белорусы, и даже северные корейцы, которые не успели уехать в конце 2017 года, когда ООН ввел санкции против КНДР. Массового оттока иностранных работников с приморских строек пока нет, но тенденция наметилась. В компаниях говорят, что их покинули примерно пять процентов строителей из стран СНГ.
- Привести точные цифры не могу, потому что далеко не все получают патенты на работу, многие могут трудиться неучтенными. Кто в основном уезжает? Те, кто прибывал исключительно на заработки, и чьи семьи оставались на родине. Они начали зарабатывать намного меньше, у них появились проблемы с переводом средств. Те же, кто перевез сюда жен и детей, обосновался в России, здесь же тратит деньги, скорее всего, никуда не уедут, - считает Федоренко.
По словам председателя общественной организации "Узбекская национально-культурная автономия "Содружество Средней Азии" по Приморскому краю Абдухалила Маликова, большинство соотечественников в растерянности: весной в России стартует основной строительный сезон, готовятся вернуться те, кто зимовал на родине. Но сейчас они не знают, стоит ли им ехать в Россию, так как понимают, что будут зарабатывать намного меньше.
- Если раньше наши люди со своей зарплаты отправляли на родину по 500 долларов, то теперь всего по 250, которые к тому же нельзя законно купить. Такие деньги можно получать и в Узбекистане, - разводит он руками.
По его словам, средняя заработная плата строителя в Приморье - в районе 50 тысяч рублей. Из этой суммы нужно еще сделать ежемесячное перечисление за патент - в Приморье оно составляет 7,6 тысячи. Организация планирует обратиться к правительству России с предложением временно отменить этот взнос, как было во время пандемии. Это должно помочь пережить трудные времена.
Как объясняет Сергей Федоренко, на стройках нет фиксированных зарплат, вся оплата сдельная, и действует правило - чем больше работаешь, тем больше зарабатываешь. Оно касается всех строителей, вне зависимости от национальности и гражданства. Заработать можно и 40 тысяч, и более 100.
Руководитель Приморской региональной общественной организации "Миграция" Сергей Пушкарев видит в сокращении количества трудовых мигрантов положительный момент: "Если уменьшатся отчисления средств за границу, то эти деньги будут вложены в экономику России. Хватит нам за свой счет развивать другие страны, пусть даже бывшие братские республики. Хватит паразитировать на дешевой рабочей силе, которая не такая уж и дешевая".
Но компаниям мигранты действительно зачастую обходятся дешевле: на сегодняшний день в Приморье только 20 процентов из тех, кто получил патенты, трудятся по договорам найма, остальные 80 - по "серым" схемам. За них работодатели не отчисляют средства в соцстрах, не делают иные выплаты.
По мнению Сергея Пушкарева, система безвизового въезда, безадресной покупки патента, самостоятельного поиска работодателя сыграла злую шутку. Государство не знает, чем занимаются на его территории иностранцы, приносят ли они какую-то пользу.
- В 2017 году между Россией и Узбекистаном было заключено соглашение об организованном наборе. Но работает оно плохо. Системы оргнабора и свободного въезда не могут существовать одновременно, потому что перечеркивают друг друга. Человек едет к конкретному работодателю, трудится у него месяц, увольняется по каким-то причинам и отправляется на вольные хлеба. На территории он присутствует законно, но чем занимается - неизвестно. Мы уже видим, что крупные компании, которые ввозят трудовых мигрантов, становятся своего рода перевалочными пунктами для рабочей силы. В итоге иностранцы устраиваются на предприятиях малого и среднего бизнеса, где и фиксируются основные нарушения. На мой взгляд, нужно пересмотреть условия, которые сейчас диктует законодательство, а к сложившейся ситуации подойти как к импортозамещению, сделать подготовку рабочих кадров в России приоритетом, если хотите, "национальным проектом", - уверен руководитель "Миграции".
С ним согласен и Сергей Федоренко, который предлагает больше ориентироваться на собственные ресурсы. "Альянс строителей Приморья" вместе с региональным правительством готовит программу переобучения жителей края на строительные специальности. Во Владивостоке существуют четыре учреждения среднего профессионального образования, где готовят строителей, и с двумя из них СРО договорилось об организации экспресс-курсов.
- До 1990 года во Владивостоке вообще не было ни одного иностранца, а строили в полтора раза больше, чем сейчас. Этот опыт показывает, что мы сможем найти замену, - считает он.