Брюссель объявил войну непрактичным вещам

Выпущенная в Евросоюзе одежда должна быть долговечной, практичной и пригодной для переработки. Для этой цели Еврокомиссия предложила план по переходу к экологически чистому производству в модной индустрии. Его основной целью является создание "экономики замкнутого цикла" в рамках единой Европы. Инициативы в области текстильной промышленности стали частью более широкой "программы по устойчивым продуктам", которая направлена на то, чтобы сделать европейскую экономику менее расточительной и обеспечить бережное расходование энергоресурсов. Еврокомиссия утверждает, что к 2030 году такой подход может привести к экономии энергии, равной объему использования российского газа во всем ЕС.

В программу устойчивого развития в области текстильной промышленности входит введение обязательных требований по экодизайну (изделия должны быть долговечными, прочными и состоять из перерабатываемых материалов). Также предполагается введение строгого контроля за тем, что производители пишут на этикетках. Сегодня они зачастую используют тренд на экологичность и вводят покупателей в заблуждение. В программе говорится о необходимости борьбы с быстрой модой, уничтожением нереализованной продукции и текстильными отходами.

В ближайшие 10-30 лет полный переход к осознанному потреблению невозможен

Цели Еврокомиссии соответствуют "зеленой повестке". Однако не совсем ясно, как на эти изменения отреагируют потребители? В современной модной индустрии четко прослеживаются два тренда. С одной стороны, растет популярность осознанного потребления. Согласно соцопросу, проведенному компанией McKinsey, 38 процентов респондентов считают экологичность продукта важным критерием в процессе выбора одежды. Крупные компании вроде H&M сотрудничают с поставщиками услуг по переработке одежды. С другой стороны, сектор "быстрой моды" продолжает успешно развиваться. Рост продаж свидетельствует о том, что большинство покупателей либо не замечают, либо мирятся с экологическими издержками такого рода "однодневных товаров". Большое влияние на людей оказывает агрессивная реклама. В ситуации, когда мода постоянно меняется, становится выгоднее купить дешевую, раскрученную сегодня вещь и выкинуть ее через сезон, чем вкладываться в дорогую, но качественную одежду. Процент людей, заинтересованных в осознанном потреблении, крайне невелик. По данным соцопроса Statista, только 4 процента британцев покупают исключительно экологически чистую одежду, еще 14 процентов делают это при возможности. Большинство же опрошенных не обращают внимания на то, является ли приобретаемый товар экологически чистым. Эксперты полагают, что в ближайшие 10-30 лет полный переход к осознанному потреблению невозможен. Инициатива Еврокомиссии может способствовать снижению покупок в сфере быстрой моды среди европейцев, но к полному отказу от нее не приведет.