В регионах вместо чека о покупке стали выдавать QR-коды

Небольшую бумажку с QR-кодом стали выдавать в регионах вместо привычного чека в магазинах. Где-то чеки уменьшились в размерах в два раза, а где-то покупателей спрашивают, нужен ли им бумажный документ или они согласны на электронный? Все это - следствие дефицита кассовой ленты.
Юлия Резникова

В супермаркетах Екатеринбурга покупатели уже который день с удивлением рассматривают небольшие листочки с QR-кодом, которые им выдают кассиры вместо чеков. По задумке ритейлеров, стоит навести камеру смартфона на QR-код - и перед покупателем на экране предстанет полная электронная версия чека. На деле все не так гладко. Так, у одного из покупателей QR-код почему-то вывел на подборку с перечислением сайтов по проверке фискальных чеков. Он махнул рукой и не стал проверять покупку дальше. "Крупные торговые сети сейчас ведут оптимизацию расхода кассовой ленты, - объяснил председатель Комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Иван Бескрестный. - При этом меняют программное обеспечение, чтобы всю информацию о покупке можно было получить в электронном виде. Возможно, при настройке систем пока и случаются сбои".

Что делать покупателям, у которых нет смартфона, и они не могут получить доступ к электронным данным о покупке?

Использование цифровых технологий, конечно, хорошо, но что делать покупателям, у которых смартфона нет вообще, и они не могут получить доступ к электронным данным? Таких ведь тоже немало. Ведь чек - это договор между покупателем и продавцом, на основании которого можно предъявить претензии за просроченные продукты, да и просто сверить стоимость товаров в чеке. Как отмечают эксперты, правы владельцы тех магазинов, которые все-таки спрашивают покупателей, нужен им бумажный чек или нет. А значит, должны приберечь "неприкосновенный" запас кассовой ленты для тех, кому он нужен.

Необходим ли клиенту бумажный чек или он согласен на электронный, вежливо спрашивают сегодня на автозаправках, салонах красоты, стоматологиях. "Согласие потребителей в таком случае обязательно, - сообщили "РГ" в челябинском управлении Федеральной налоговой службы. - Ведь чек - документ, который защищает их права. При этом для отправки электронного эквивалента человек должен предоставить свой телефонный номер или адрес электронной почты".

Про последний пункт тоже возникают вопросы: а кому сообщать эту информацию? Кассиру на кассе? Между тем, как отмечает Иван Бескрестный, в перспективе может произойти полный отказ от бумажных чеков. К слову, как подсчитали эксперты, десять сантиметров кассовой ленты сегодня обходятся примерно в 50 копеек. И конечно, эти затраты ложатся на покупателя. "Еще до введения санкций часть торговых предприятий начали переходить на электронные документы о покупке, - отмечает доцент Института экономики и управления Уральского федерального университета Анна Дьячкова. - В любом случае за цифровой их формой будущее. Мне, например, на почту приходят подробные отчеты о покупках от одной из торговых сетей. Очень удобно, особенно когда покупки совершают мои дети. При этом электронный чек - это точно такой же документ, как и бумажный. Потребитель обладает точно такими же правами, как и при предъявлении традиционного бумажного.

Комментарий

Петр Шелищ, председатель Союза потребителей РФ:

- Закон о защите прав потребителей прямо говорит о том, что отсутствие чека не является основанием для предъявления претензий покупателем. Другое дело, что продавец не всегда признает эти претензии, если ему не предъявили чек. Тогда потребитель вправе обратиться в суд, где он может доказать свою правоту, привлекая свидетелей покупки. Тут могут сыграть роль все сохранившиеся документы, косвенно доказывающие то, что человек приобретал товар. Есть еще способ доказать сам факт покупки, если она совершена по карте. В электронной базе банка, который ее выдал, обязательно отражаются все транзакции. А в базе данных ритейлера - весь список товаров, приобретенных в рамках этой транзакции. То есть все видно, как в чеке. Это ведь еще и фискальный документ, и вся отчетность о совершенных покупках поступает в налоговую инспекцию. То есть в особо спорных случаях можно запросить информацию из банка для отстаивания своей правоты.