Чинить машины по ОСАГО предложено подержанными запчастями
Также он считает необходимым ввести мораторий на штрафные санкции страховщику за просрочку ремонта или при его замене на выплату. Кроме того, предлагается легализовать использование бывших в употреблении запчастей при ремонте.
Все это содержится в предложениях, которые РСА направил в Центробанк (документ есть в распоряжении редакции).
Итак, согласно этому документу Российский союз автостраховщиков предлагает увеличить ныне установленный срок ремонта автомобиля до 60 дней.
Как поясняется в документе, в условиях санкционных ограничений и запретов уже наблюдаются сложности с поставкой запасных частей. В связи с этим осуществить ремонт в сроки, предусмотренные законом об ОСАГО, не представляется возможным.
Проще говоря, страховщик обязан организовать ремонт в установленные сроки, но у автосервиса нет для этого возможностей. И по нынешнему законодательству страховщик за просрочку ремонта должен заплатить штраф в размере 50 процентов от суммы ремонта плюс пени за день просрочки.
Впрочем, эту меру предлагается рассмотреть как временную - на период стабилизации рынка запасных частей.
Освобождение от таких санкций в отношении страховых компаний предлагается предоставить тем страховщикам, которым клиент предоставил машину на ремонт с 24.02.2022, но сроки которого не были соблюдены по причине невозможности его проведения.
Либо в случаях замены формы возмещения ущерба - деньги вместо ремонта. В тех случаях, когда ремонт организован, но выполнить его в установленном законом порядке невозможно из-за отсутствия запасных частей или иных препятствий, возникших после указанной даты.
То есть если автосервис решил, что получить запчасти в установленный законом срок он не сможет, то страховщик получит возможность выплатить компенсацию в размере подсчитанного убытка в деньгах. Разумеется, с учетом стоимости износа автомобиля.
Сейчас подобное действие, согласно мнению Верховного суда, невозможно.
Кстати, именно для подобных случаев РСА призывает отказаться от практики привлечения страховщиков к ответственности за то, что они не предоставили возможность ремонта, а решили, что можно откупиться деньгами.
Но, по мнению Верховного суда, такая практика недопустима, поскольку в законе об ОСАГО строго оговорены условия возможности выплаты деньгами.
Кроме того, РСА предлагает установить возможность проведения ремонта с использованием запчастей, бывших в употреблении.
Впрочем, не всех запчастей. Установление перечня таких деталей возможно только для тех запчастей, которые запрещены к ввозу. Но это не относится к запчастям, которые единой методикой Центробанка запрещены для вторичного использования.
То есть поменять на б/у нельзя те запчасти, к которым не применяется износ. Например, детали тормозной или рулевой систем.
Как сообщил на прошедшем форуме FinAuto-2022 заместитель председателя комитета РСА по правовым вопросам Михаил Порватов, рынок использованных запчастей вполне легален, и если запчасть сертифицирована, то почему бы ее не использовать? Он также напомнил, что часто при ремонтах после ДТП речь идет не о замене сложных механизмов, а о кузовных частях - крыльях, капотах, багажниках. То есть о том, что не влияет на безопасность движения, цитирует Порватова Агентство страховых новостей.
Кроме того, предлагается разовое расширение тарифного коридора ОСАГО. Минимальной ставки - на 10 процентов, максимальной - на 30. Как поясняют в РСА, расширение тарифного коридора на 30 процентов не означает, что тариф будет одномоментно увеличен для всех клиентов именно на столько. Для большинства расширение тарифного коридора может остаться незамеченным. И лишь для клиентов высокоубыточных сегментов повышение будет ощутимо. Это позволит страховщикам сохранить доступность ОСАГО для них. Также в документе отмечается, что необходимо заранее подготовиться к росту средних стоимостей в справочниках средней стоимости, так как плановая актуализация намечена на июнь 2022 года.