Эта мера социальной поддержки для различных льготных категорий граждан частично финансируется из городского бюджета - от 50 до 90 процентов стоимости поездки. Но один из инвалидов Великой Отечественной войны рассказал омбудсмену, что однажды решил вернуться на социальном такси домой на Васильевский остров из пригородного санатория. Оператор сообщила ему, что поездка из Курортного района будет стоить 1320 рублей. Даже при условии 50-процентной оплаты из бюджета пожилому мужчине пришлось отказаться от услуги из-за ее дороговизны.
При этом для инвалидов-колясочников установлен повышенный тариф, поскольку им необходим специально оборудованный транспорт. А ведь другой возможности добраться до нужного места у таких людей порой просто нет. Особое такси для них - не удовольствие, а необходимость.
Как пояснили "РГ" в городском комитете по социальной политике, нормативы финансирования социального такси из бюджета утверждает комитет по экономической политике и стратегическому планированию. На 2022 год они составляют 53,54 рубля за километр пробега и 728,93 рубля за час ожидания пассажира для обычного транспорта. Для специально оборудованного - соответственно 79,93 рубля и 980,63 рубля.
Социальное и коммерческое такси работают по-разному, отмечают в комитете по соцполитике. В первом случае при расчете стоимости разового проезда учитывается не только протяженность маршрута, но и - при необходимости - время ожидания. Цена обычных перевозок в различных таксомоторных организациях формируется в режиме онлайн с учетом транспортной обстановки, погоды и спроса - в течение часа она может возрасти в два раза. При этом в стоимость коммерческой поездки не включаются ожидание потребителя услуги у дома или, например, в санатории, оказание помощи при посадке. Эти услуги коммерсанты оказывают за дополнительную плату.
"Специалистами СПб ГКУ "ГИРЦ" проведен сравнительный анализ ценообразования по маршрутам, исполненным в один и тот же день и в тот же промежуток времени транспортными организациями, предоставляющими услуги по специальному транспортному обслуживанию в соответствии с главой 19 Социального кодекса, и таксомоторных организаций, работающих с использованием мобильных приложений. В часы максимальной нагрузки (с 8.00 до 13.00) стоимость специального транспортного обслуживания значительно ниже ценообразования агрегаторов. Следует отметить, что 71 процент заявок на специальное транспортное обслуживание выпадает на утренние часы", - сообщил комитет по соцполитике в ответ на запрос "РГ".
В аппарате омбудсмена тоже сравнили цены на социальное и обычное такси с помощью специальных сервисов. Здесь анализ привел к противоположному результату: полная стоимость поездки в автомобиле соцтакси значительно выше, чем у других операторов. В связи с этим уполномоченный по правам человека рекомендовала властям города организовать проверку эффективности расходования бюджетных средств на специальное транспортное обслуживание и при необходимости изменить порядок формирования его нормативов.
Уже несколько лет в Петербурге остается нерешенной еще одна проблема, связанная с социальным такси: им не могут пользоваться участники Великой Отечественной войны и жители блокадного Ленинграда, не имеющие инвалидности. В 2019 году в городе был подготовлен законопроект, который давал такое право ветеранам без всяких условий. Но ситуация не изменилась. В комитете по соцполитике "РГ" пояснили, что спецтранспорт положен только отдельным категориям инвалидов, которые испытывают значительные затруднения при передвижении на общественном транспорте. Увеличение числа категорий пользователей потребует дополнительных бюджетных расходов, добавили в ведомстве.
Справка "РГ"
В 2021 году услугами социального такси в Петербурге воспользовались 33 400 человек, общая стоимость поездок составила 393,5 миллиона рублей.
В этом году право оказывать такие услуги получили 27 транспортных организаций. Их автопарк для особых пассажиров составляет 1921 транспортное средство, в том числе 43 - специально оборудованные.