С первого марта вступил в действие закон об обязательной маркировке продукции - на ряд товаров теперь необходимо наносить специальные дата-матрикс коды. Коснулось это пока только минеральной воды. Однако, по данным директоров предприятий, на многих заводах республики не смогли установить необходимое оборудование для нанесения маркировки. В итоге с начала весны они не имеют права выпускать соответствующую продукцию, и цеха временно остановились.
- По ряду причин мы не успевали установить нужное оборудование и планировали это сделать в течение двух-трех недель марта. Поэтому увеличили объемы производства, чтобы был значительный запас на складах, - рассказывает заместитель директора североосетинского завода "Бухардон" Сергей Ткачев. - Для нас этот люфт с установкой оборудования не являлся критическим. Но потом против России ввели экономические санкции. И за считаные дни все поменялось. Если раньше мы планировали брать оборудование для маркировки в лизинг под четыре процента годовых да еще львиную долю из этой суммы погасить субсидиями минсельхоза, то теперь выплаты по лизингу составляют 27 процентов в год! Для нас это небывалая и совершенно неподъемная сумма.
На других предприятиях республики ситуация немного иная, но привела она к похожим результатам. Например, на владикавказском пивобезалкогольном заводе "Дарьял" всплеск производства в январе - феврале связан с тем, что с первого марта предприятие повышало цены на минеральную воду и напитки (в том числе из-за введения маркировки на товары) и оптовые клиенты решили закупить ее впрок. Чтобы удовлетворить спрос, завод работал интенсивнее.
- Однако в марте мы тоже не успели установить оборудование для маркировки товаров и перестали производить воду, - рассказывает заместитель генерального директора ВПБЗ "Дарьял" Антон Петров. - При этом для нас речь идет о значительных убытках. Например, в 2021 году мы выпустили три миллиона литров сладких безалкогольных напитков и свыше 330 тысяч литров минеральной воды. Это почти половина всего объема производства.
По словам представителей заводов минеральной воды в Осетии, после введения экономических санкций против РФ стоимость пластиковых заготовок, из которых делают бутылки, выросла в два раза. Это заставило, в свою очередь, предприятия поднять цены на свою продукцию почти на треть.
- Если раньше за определенную сумму я мог купить пять грузовиков с заготовками для пластиковых бутылок, то сейчас за те же деньги - только два, - рассказывает заместитель директора завода "Бухардон" Сергей Ткачев. - Цена скакнула вдвое. При этом на пластиковые бутылки и крышки приходится львиная доля расходов. И если другие предприятия специализируются на выпуске не только минеральной воды и безалкогольных напитков, но и пива, то наш завод производит только воду. Остановка этой линии ставит под вопрос существование нашего бизнеса и рабочих мест.
По данным минсельхоза Северной Осетии, в республике 11 крупных заводов минеральной воды, которые ежегодно выпускают несколько десятков миллионов литров разных напитков. О временной приостановке работы некоторых цехов в правительстве республики не знают, но это может быть связано с тем, что еще не все статистические данные собраны. К тому же приостановка деятельности цехов вовсе не означает отсутствие продаж: на складах лежат большие запасы и товар продают по-прежнему.
При этом сами предприниматели заявляют, что проблем с главным - источниками природной питьевой воды - у них нет. Наоборот, уход с российского рынка таких гигантов, как Coca-Cola, открывает огромные перспективы для отечественных производителей, в том числе в Северной Осетии. Республика давно славится своими источниками и поставляет бутилированную воду по всей европейской части страны.
Однако сейчас российским бизнесменам придется пересмотреть логистические цепочки поставок пластика для бутылок. По мнению экспертов, если предприниматели смогут это сделать, то существенно нарастят объемы производства.
Временная отмена маркировки продукции - как мера поддержки российского бизнеса в непростой период - тоже возможна. Однако аналитики сходятся во мнении, что это вряд ли произойдет в ближайшее время.
- Полная отмена требований к маркировке продукции маловероятна, - считает аналитик федеральной группы компаний "Финам" Анна Буйлакова. - Однако поддержка может быть оказана некоторому кругу производителей товаров, требования к маркировке которых еще не вступили в силу. Так, например, это недавно сделали с молочной продукцией: обязательную маркировку перенесли на год для фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов - до первого декабря 2023 года. •
Система маркировки товаров в России - специальный вид информационных систем для контроля над прохождением продукции от производителей через торговые сети к потребителям. Она поэтапно вводится в стране с 2019 года для разных товаров, перечень которых постоянно расширяется.
Одна из причин введения маркировки товаров - борьба с контрафактной продукцией. По данным из открытых источников, в 2019 году доля фальсификата на рынке минеральной воды достигала 25 процентов.