Наша экскурсия начинается в интерактивной библиотеке "Тукай-центр". Но вообще, по словам сотрудника пресс-службы Национального музея РТ Виктора Пашкина, музейное пространство здесь организовано таким образом, что стартовой точкой могут стать самые разные залы. Встречает нас робот-гид в тюбетейке по прозвищу Апуш.
- Так звали в детстве самого Тукая, - поясняет Виктор Витальевич. - После масштабной реконструкции в 2016-2018 годах музей стал одним из самых передовых в республике и получил богатый электронный контент.
Сам зал представляет книжную вселенную Тукая. В центре располагается огромный глобус, а вокруг него планшеты, позволяющие увидеть на карте места, где есть музеи поэта, установлены его памятники, где издаются его произведения. Переходим в главный зал, посвященный жизненному пути Тукая.
- По преданию, его род насчитывал семь поколений мулл, - рассказывает Виктор Пашкин, останавливаясь возле первой витрины с облачением мусульманского священника и Кораном XIX века, принадлежавшим дедушке поэта. - По идее, и сам Тукай должен был стать муллой, но его ждал другой путь.
Детство будущего поэта было тяжелым. Он рано осиротел и сменил несколько приемных семей. Единственным родным человеком для него оставалась старшая сводная сестра Газиза Забирова. Она очень любила брата и поддерживала его.
Отражен в зале и период его жизни в городе Уральске (Казахстан). Здесь Габдулла учился в новометодном медресе (мусульманское учебное заведение), где более широко преподавали светские науки.
- Он был одним из самых смышленых и пытливых шакирдов (учеников), - продолжает рассказ Виктор Пашкин. - Преподаватель Мутыгулла Тухватуллин, татарский просветитель, заметив его склонность к поэзии, давал ему уроки восточного стихосложения.
В Уральске Габдулла Тукай начал печататься в татарских газетах и журналах. И если сюда он приехал мальчишкой-сиротой, то в Казань вернулся уже известным поэтом и публицистом. В экспозиции можно увидеть множество прижизненных изданий Тукая. А вот предметов, принадлежавших ему, всего семь. Среди них тюбетейка, дорожная корзина, запонки, чернильница и подстаканник. Тукай не имел семьи и своего дома, вещами не обрастал. Умер, и все разошлось по знакомым, друзьям, а потом собиралось по крупицам.
Зал "Созвездие Тукая" рассказывает историю самого здания, где расположился музей. Поэт здесь никогда не был, зато особняк - прекрасный образец богатого татарского дома начала XX века, куда проникла европейская мода. Здесь воссозданы все детали: витражи, лепнина, паркет.
Почему же именно его превратили в музей поэта? Дело в том, что на этой улице располагалась редакция газеты "Аль-Ислах" ("Реформа"), с которой Тукай сотрудничал. В ее окрестностях находятся места, где бывал поэт. А окна дома смотрят на сквер, где раньше располагалась Юнусовская площадь. Именно отсюда началось прощание с Тукаем, скончавшимся в неполные 27 лет от туберкулеза.
В разделе "Последняя весна поэта" представлен один из самых ценных экспонатов музея - посмертная маска Тукая.
- Тукай был первым татарином, кому сделали такую маску, - поясняет Виктор Пашкин. - Вообще-то посмертные маски чужды традиции ислама. Но друзья поэта понимали его величие и пошли на этот шаг.