Почему в автобусах Петербурга порой не принимают билеты с QR-кодом

Масштабная транспортная реформа, которую запустили меньше месяца назад, принесла проблемы, связанные с неудобством оплаты. И не только.

Так, валидаторы отказываются считывать бумажные билеты с QR-кодом, купленные по "гостевому" тарифу (60 рублей на час с возможностью пересадок). Корреспондент "РГ" проверила это на себе. В подошедшем троллейбусе № 28 валидаторы старого образца категорически отказались его принимать. Водитель, к которому я обратилась за разъяснениями, удивился, что вообще кто-то такие билеты имеет, однако достал считывающее устройство. Код считался. А пересев на автобус № 255 А, я столкнулась с ситуацией, когда и код валидаторами (причем новыми) не считывался, и водитель четко сказал, что билеты с кодами к оплате здесь не принимают. Только картами.

За разъяснениями "РГ" обратилась в комитет по транспорту. Нам пришел ответ, что "Разовые QR-билеты принимаются, код считывается валидатором, имеющим сканер. Такие валидаторы располагаются на центральной площадке салона. Пока еще не все пассажиры привыкли к этим устройствам и нередко совершают ошибки при сканировании билета. В частности, подносят его слишком близко к устройству (ближе, чем на 10 сантиметров). В этом случае код не считывается системой - проезд считается неоплаченным. В случае если сканер QR-билетов не работает, то пассажир может спокойно продолжить поездку с таким билетом и предъявить его при контроле оплаты проезда. В данном случае проезд не будет считаться безбилетным".

Кстати, этот самый билет с QR-кодом, если покупать через мобильное приложение BSTR, обойдется уже не в 60 рублей, а в 63 рубля. Упомянутая компания BSTR - структура коммерческая, правительству города не подчиняется, а потому вправе устанавливать комиссию за свои услуги. Эти три рубля и есть комиссия.

А вот такая форма новой оплаты, как "тариф на 90 минут" (включая поездку в метро и пересадки на наземном транспорте) по цене 72 рубля, оказался очень удобным. Тоже опробовано на себе. Но это уже не билет с кодом, а запись на том же привычном "Подорожнике". Чтобы не мучиться, можно сразу на несколько поездок записать. Благо время потратить их есть - действует 180 суток.

Есть и другая проблема: недостаток информации, и не только по способам оплаты, но и по маршрутам.

Пока информацию о новшествах транспортной реформы можно получить на сайте СПб ГКУ "Организатор перевозок" или позвонив по телефонам 576-55-55 и 8-800-234-98-80.

Мнение

Анатолий Голов, сопредседатель Общества потребителей России:

- Любое новшество требует определенных усилий на внедрение. В данном случае те, кто отвечает за внедрение принципов транспортной реформы, их приложили недостаточно. Согласно закону "О защите прав потребителей" поставщик услуги обязан дать нам полную и доступную информацию. Этого сделано не было. Что касается билетов с QR-кодами, то здесь все просто: если их не принимают в каждом транспортном средстве, так зачем было их вводить?