Школа № 53 - типовой трехэтажной постройки эпохи СССР - приняла первых учеников в 1988 году и была рассчитана лишь на прием учеников из ближайших кварталов. Теперь в нее на велосипедах или пешком, через каменные завалы, по дорогам в воронках от мин и снарядов идут мальчики и девочки из разных уголков города. Всех сопровождают родители, даже старшеклассников - город, разрушенный из-за действий украинских войск, не безопасен. Канонада гремит в районе завода "Азовсталь", где огрызаются боевики запрещенного в России неонацистского полка "Азов" (запрещен в РФ).
Для защиты от провокаций территорию и прилегающие кварталы к школе охраняют бойцы одного из самых боевых подразделений ДНР - батальона с шевронами "Пятнашка". Пока саперы с собаками обследуют каждый метр, мимо военных течет ручеек взрослых и детей. Кроме учебников каждый из школяров несет с собой бутылочку с водой и узелок с едой - в городе уже два месяца нет централизованного водоснабжения.
- Когда боевые действия пошли на спад, то сразу решила - надо, надо любой ценой запустить процесс образования. Разруха, бои, неустроенность - все уходящее, а будущее в детях, и если мы хотим новой и светлой жизни, то нужно учить их, - говорит директор школы Ирина Зинченко. - Уже конец учебного года, а для многих детей это шаг в будущее, и им необходимы аттестаты.
Работающая школа - это полюс добра, центр притяжения всего самого светлого и надежды на лучшее. Ведь нет на свете человека, который бы не желал счастья своим детям.
Порыв школьного директора поддержали сотрудники новой администрации города. Прежние чиновники во главе с мэром удрали из Мариуполя перед началом специальной военной операции. Пришли на восстановление школы также учителя и жители близлежащих многоэтажек. Совместными усилиями они за двое суток привели здание в порядок - только с первого этажа вывезли восемь КамАЗов мусора.
- В городе нет электричества и воды, но мы нашли электрогенератор. Сначала хотели отдать его в один из отделов администрации, но потом подключили к школе - она в приоритете. В реальном смысле получилось. "Ученье - свет, а неученье - тьма", - шутит первый заместитель главы города Евгений Хармышев.
Дети в школу идут потоком. В первый день их было 400, на второй 721, а на завтра уже записалось свыше 800. Волнующее зрелище.
- Смотрите - два месяца нет воды, а девочка идет в школу с бантиками, другая с косичками. Мальчик с подстриженной челочкой. Для них же это событие, праздник, свидетельство новой, мирной жизни, - говорит Ирина Валерьевна.
Неожиданно в рутинный процесс школьных занятий вмешиваются военные. В коридоре появились кинолог с собакой, следом быстрым шагом прошел сапер со специальным штативом и зеркальцем (проверять под закрытыми предметами). Детей разводят по кабинетам и в спортзал. Вместо запланированных уроков учителя начинают внеочередные. Если старшеклассникам можно объяснить важность действий военных, то для детворы - все в игровой форме.
Удержать в классе малышню очень сложно. Сама природа требует от них движения. Они крутятся и вертятся, а шалости могут привести к неуправляемому хаосу. Чтобы занять детей, предлагаю педагогу-психологу Оксане Никитиной: "А давайте проведем открытый урок мира". "Урок добра и адаптации, - шепчет преподаватель. - Дети еще боятся людей в камуфляже, они же два месяца провели под обстрелами, а вы в защитном костюме. Они увидят, что вы добрый, и перестанут бояться".
Идея провести урок мира возникла не спонтанно. Еще в Ростове-на-Дону моя коллега Елена Мелихова предложила поехать на Донбасс поработать в школе.
- Я по образованию учитель русского языка и литературы с семилетним стажем. Был опыт работы и в обычной муниципальной школе, и в частной. Но это в мирное время. Я до сих пор помню глаза своих учеников, которые уже и сами стали родителями. Для ребенка учитель - это очень большой авторитет, ведь именно взрослые формируют у него мировоззрение. Дети и война несовместимы. Но ребятам Донбасса пришлось испытать то, что невозможно даже представить. В Донецке сегодняшние первоклассники выросли под пулями и не знают, что такое мирная жизнь. Мне очень хочется посмотреть в глаза этим детям и поселить в них веру, надежду и любовь к русскому языку. Я обязательно поеду на Донбасс и пойду в школу, - сказала Елена Мелихова.
А пока на месте учителя я. В голове: "Что сказать?", а малыши ждут, их глаза смотрят на меня. Нельзя терять времени: "Поднимите правую руку, кто умеет считать". Поднимают все. "Отлично". Вспоминаю, как в детстве мама меня "дурила" при счете пальцев на руках и говорю: "Мальчики и девочки. Сколько пальцев?". "Десять", - хором ревет класс. "А давайте проверим? И внимательно. Разе, двазе, тризе, лизе, пятый, латый, шестой, седьмой, восьмой, девятый", - говорю. Тяну время смешной мимикой. Урок 30 минут, и надо, чтобы дети были на месте, а их глаза горели.
Лес рук и хохот: "Вы шестой пальчик потеряли". Тут Оксана Никитина подключается и говорит: "Пальцев не девять, а одиннадцать" и считает их. На одной руке счет до пяти, а с другой начинает наоборот и заканчивает на шести. "Пять плюс шесть будет одиннадцать", - говорит она. "Неправда. Пальцев десять", - смеется ребятня. Она уже не видит во мне человека в камуфляже и забыла о войне. И тут звонок - и это не только перемена, но и отбой тревоги.
- До начала боевых действий в городе числилось 30 тысяч школьников и 11 тысяч студентов. До сих пор мы не знаем, сколько ребят осталось в Мариуполе, перестрелки продолжаются, но перепись уже ведется. Беспризорности не допустим - организуем центры реабилитации. А в ближайшем будущем откроем по две школы в каждом из четырех районов города. Администрация ДНР поможет с учебниками, а наши военные гарантируют безопасность, - сказал Евгений Хармышев.
Между тем
Глава ДНР Денис Пушилин, выступая перед будущими выпускниками школы, сказал: "Главное - желание учиться. У вас это ответственный год, непростой. Вы его точно запомните навсегда. С аттестатом Донецкой Народной Республики можно поступать в любое заведение, находящееся на территории Российской Федерации".