Да, некоторые иностранные компании объявили об уходе с нашего рынка. Гражданам не нужно волноваться по поводу объемов производимого хлеба. Отечественные предприятия располагают значительными производственными мощностями, которые в последние годы даже оставались недогруженными.
Хлеб всегда считался социальным продуктом. В условиях экономической нестабильности госзадачей является сдерживание роста цен на продукты питания, в первую очередь на хлеб. Для компенсации части затрат хлебопекарных предприятий правительством РФ в 2022 году предусмотрено выделение субсидии 2,5 миллиарда рублей, но с условием отказа от повышения отпускных цен. Но размер субсидии не покрывает расходы, поэтому все большее число руководителей компаний считают, что хлеб должен стать рыночным продуктом - это позиция и Российского союза пекарей (РСП): ведь хлебопеки приобретают сырье, энергоносители, упаковочные материалы, транспортные услуги по рыночным ценам! РСП придерживается мнения, что для исключения социального напряжения необходимо предусмотреть меры адресной поддержки малоимущего населения.
Сегодняшнее время - это не только время больших рисков, но и больших возможностей. Рынок представлен несколькими типами производителей, каждый из которых сумел завоевать признание потребителей - это предприятия промышленного и ремесленного хлебопечения, пекарни сетевого ретейла. Скорее всего, в ближайшее время резких изменений состава участников рынка ожидать не стоит. Все большее значение будет приобретать качество и стоимость выпускаемых изделий, внимательное отношение к предпочтениям потребителей, сохранится тренд продукции ЗОЖ. Производители будут пытаться снизить себестоимость продукции, в том числе за счет использования более дешевого сырья. Важно, чтобы не происходило снижения качества и ухудшения вкусовых характеристик готовой продукции.
В профессиональной среде много прогнозов относительно тенденций развития рынка. Нарушение цепочек поставок, изменение характеристик сырья и доступности ингредиентов неизбежно приведут к изменению стоимости и структуры ассортимента. Но, как уверяют производители, ассортимент сократится не более чем на пять-семь процентов и потребители существенных изменений не почувствуют.
Хлебопеки в ближайшей перспективе будут производить в большем объеме массовые недорогие сорта: хлеб ржаной, хлеб дарницкий, столичный, батоны нарезные, подмосковные, городские. Выпуск продукции среднего ценового сегмента, скорее всего, сократится.
Производство дорогостоящей продукции премиум-класса сохранится, но в уменьшенных объемах. Рынок сам отрегулирует спрос и предложение.
Сокращение ассортимента в первую очередь коснется кондитерской продукции с использованием импортных видов сырья, для которых проблематично подобрать отечественные аналоги.