Серьезной проблемой стало продвижение компаний онлайн, отмечает Екатерина Шинкевич, гендиректор CPAExchange. Образовательные курсы получали наибольший трафик благодаря соцсетям, деятельность которых признана экстремистской на территории РФ. Поэтому компаниям пришлось в срочном порядке менять стратегию продвижения, делая акцент на отечественные ресурсы - верстать новые рекламные бюджеты и отчасти заново искать свою аудиторию. Причем не только в стране - выводить свое дело на международный рынок никто не запрещает. Как минимум страны СНГ всегда готовы заказывать онлайн продукты и услуги из России, уверяет Андрей Алтаев, эксперт BusinessNEW.
Самым же действенным каналом привлечения новых клиентов по-прежнему остается людская молва, поэтому эксперты советуют бизнесу активнее использовать возможности сарафанного радио и не забывать про старых клиентов, которые еще не раз могут вернуться и продолжить учиться вновь, предполагает Игнат Ситников, основатель Sales Culture. Серьезным подспорьем в продвижении остаются контентные платформы, кешбэк- и купонные сервисы, а также специалисты по контекстной рекламе. Они продолжают приводить учеников в образовательские сервисы на партнерских условиях (за вознаграждение за регистрацию или покупку) и за год увеличили свои доходы на образовательном сегменте на 75 процентов, подсчитывает Екатерина Бибик, руководитель российского подразделения партнерской сети Admitad.
Помимо поиска новых каналов продвижения, серьезной задачей становится и размещение контента в соответствии с актуальными требованиями: российское ПО, безопасность хранения данных, перенастройка систем оплаты. Курсы из соцсетей переходят на профессиональные площадки, данные и контент переводятся на отечественные серверы, общий интерес рынка подталкивает отечественных производителей ПО к дальнейшему развитию, поддержке возможности обучения с мобильных устройств, поясняет Елена Родионова, директор по развитию компании Uniweb. Менять приходится и вспомогательные инструменты - Youtube, ZOOM и других сервисов, которые использовались в образовательном процессе, дополняет Александр Альхов, основатель проекта Сourseburg.
Главная же проблема отрасли, как всегда, финансовая, сегодня больше других "просели" компании, которые учили исключительно в долг. В ряде школ кредитами и рассрочками пользовались до 40 процентов учеников. На плаву остаются те, кому удалось уйти от этой бизнес-модели и продолжить работать при оплате по факту или найти другие "лазейки". Например, по модели ISA (от англ. income share agreement - "соглашение о долевом разделении дохода"): слушатели обучаются полгода бесплатно и оплачивают обучение только после трудоустройства. Если же выпускник не выходит на работу, он ничего не платит, поясняет Александр Чальян, коммерческий директор Synergy Academy.
В целом эксперты уверены - образование в кризисы растет. По данным "Работа.ру", более 40 процентов россиян намерены сменить работу, а значит, им потребуется повысить свою квалификацию. Поэтому наиболее востребованными будут курсы, дающие навыки, которые можно сразу применять на практике, смогут преодолеть кризис, создать или сохранить чувство безопасности, в том числе финансовой, уверена Татьяна Маричева, основательница образовательной компании Younesis.
Однако здесь не все однозначно. С одной стороны, повышение собственной стоимости за счет обучения привлекательно, с другой - чувство самосохранения заставит вкладывать деньги в более надежные формы. Компании же продолжат резать бюджеты на переподготовку сотрудников. Но уже сейчас звучит, что "безработных надо переучивать, надо выделять на это госсредства". Если будет так и в процесс включатся онлайн-компании, это стабилизирует рынок, уверена Татьяна Крупа, президент "ГлобалЛаб".
Другая точка роста - детское образование - родители не готовы экономить на будущем детей. Здесь, отмечает Павел Фролов, основатель EdTech-компании РОББО, важно, что в следующие несколько лет количество школьников значительно вырастет - на вторую половину прошлого десятилетия пришелся пик рождаемости. По прогнозам Росстата, к 2024 году школьников в стране станет 20 миллионов, это на три с лишним миллиона больше, чем сейчас.
ЕГЭ останется самым важным экзаменом, при этом родители будут искать максимально дешевые, а лучше бесплатные ресурсы для подготовки. Здесь преимущества получат онлайн-тренажеры, потому ЕГЭ - это тесты, а тесты сдают путем многократного их прохождения, и живой контакт с репетитором далеко не всегда важен, поясняет Кирилл Стрельцов, эксперт iSmart. Кроме того, актуальным детское образование станет для тех, кто на неопределенное время покинул страну.
Самой же значительной "точкой роста" можно считать новую форму обучения - blended education - смешанное образование, когда часть занятий будет проходить в школе, а часть так и останется дистанционным. Это один из возможных форматов, который бы позволил использовать все преимущества как офлайна, так и цифрового обучения, полагает Артем Аницоев, генеральный директор Онлайн-школы №1.
Интересные перспективы открываются у компаний, специализирующихся на обучении иностранным языкам, которые, как и те, кто занимается детским образованием, сегодня находятся в самом выигрышном положении, полагает Максим Азаров, основатель Novakid.
С одной стороны, у взрослых слушателей увеличился интерес к языковым программам, которые позволят увеличить рыночную капитализацию отдельного профессионала на международном рынке труда. С другой стороны, "взрослые" компании будут чаще пытаться зайти на "детский" рынок, считает эксперт.
При этом главная угроза для рынка - активность крупных вузов, у которых есть и ресурсы, и возможности для маневрирования. К концу года именно они потеснят на рынке онлайн-образования крупных частных игроков, уверен Андрей Фурсов, директор НИИ "Парадигма".
Таким образом, сходятся во мнении эксперты, уход иностранных игроков значительно очистит рынок, который предоставит новые возможности российским игрокам, а также улучшит качество отечественного образовательного продукта.
Елена Жукова, генеральный директор Международной языковой школы ILS:
- Важно помнить, что борьба за свободное время клиента идет не только с конкурентами в отдельной отрасли, но и в сфере образования в целом. Наши клиенты думают, инвестировать им деньги и время в языки или лучше научиться программировать, создавать дизайны, повышать квалификацию. Клиенты будут выбирать между разными курсами в зависимости от своих предпочтений, свободного времени и денежных средств. И компаниям придется сильно постараться, чтобы убедить потенциальных клиентов в том, что они лучшие.