В новом альбоме Джек Уайт изучает фобии

Джек Уайт - один из самых необычных музыкантов современного рока.
REUTERS

Кто-то называет его новым Джими Хендриксом. Кто-то крутит пальцем у виска, вспоминая историю этого гитариста и певца, регулярно создающего все новые удачные проекты - от White Stripes до Dead Weather, а потом снова пускающегося в очередные эксперименты. Да и живет этот обладатель Grammy в американской глубинке, вдали от столиц, в огромном доме, заваленном книгами, гитарами и дисками. Стараясь держаться подальше от репортеров, зато регулярно приглашая к себе на ранчо в Нэшвилл талантливых музыкантов - в студию, которую построил сам, потратив гонорары не на яхты, а на гитары, технические приспособления для обработки звука. Кто он: гений одиночка или фантазер, ученый и экспериментатор?! Слушатели, критики гадают об этом с десяток лет... А новый альбом Джека Уайта впечатлит и шокирует всех, наверное, еще больше...

Диск Fear of the Dawn сложился из одиноких ночных прогулок Джека Уайта по пустынному ранчо, и теперь наверняка сможет помочь тем, кто чувствует себя покинутым или мучается размышлениями о несправедливости человеческих несчастий. Может, поэтому его востребованность на родине, в США, оказалась так велика: в первую неделю продаж "Страх перед рассветом" попал в Top-4 главного хит-парада мира Billboard Hot 100. Хотя Джек Уайт и выпускал его сам, на собственном рекорд-лейбле Third Man Records с минимальной рекламной поддержкой. Идею диска он почерпнул из опыта общения с людьми и многочасового пребывания в собственной библиотеке.

В одной из книг Джек нашел термин "эософобия" - страх перед рассветом и новым днем после не самого удачного предыдущего. И в итоге посвятил этой фобии половину песен диска. Они положены на сложную музыкальную основу, которую Джек Уайт всегда любил: тяжелый, давящий блюз, волны гитарного шума, шепот и вопли, студийные эффекты, контрастное, гаерское фортепиано. Где-то гармонии мелодичны и хитовы, где-то заикаются. Хотя главное в диске не хуковые притягательности и не врывающиеся возвышенность и напыщенность - как правило, в строчках, посвященных мудрости или аллегориям, чтобы слушатели их уж точно не пропустили. Их главный посыл - самобытному человеку хорошо и в одиночестве, особенно когда он занят увлекательным делом. Тогда и фобии порой исчезают. Хотя рокот, каскады гитарных водопадов звука, ярость и раздробленность в общей аранжировочной идеологии альбома порой добавляют мрачности.

Но Уайт не был бы столь любим как музыкант, если б был столь однозначен. Вот и "Страх перед рассветом" он насытил и лирикой, отменными мелодиями. В Into the Twilight использовал, например, тему джазового трубача Диззи Гиллеспи, а в Hi De Ho не обошелся без ритмов и энергетики рэпа, использовав эти треки как эмоциональные перебивки.

Вот эта лирика в итоге убеждает, что не надо ничему удивляться и ни к чему опасаться любых стихий - будь то ливень или порывы ветра, оказавшиеся не быстрее, чем нанизываемые Джеком Уайтом гитарные риффы с агрессивным привкусом какофонии... Потому что ты уже их испытал - в этом альбоме.

Так что в любом случае Fear of the Dawn полезная и актуальная, утешающая пластинка.