Однако беспокоит европейцев не столько сам голод в Африке, сколько его последствия. В прошлый раз проблемы с продовольствием стали причиной "арабской весны", которая затем вылилась в масштабную политическую дестабилизацию и захлестнувшие Европу потоки беженцев. Воспоминания об этих событиях еще свежи, поэтому в Евросоюзе и особенно в Германии, принявшей на себя в 2015 году основной удар миграционного кризиса, совсем не хотят повторять этот опыт. "Мы уже видели это все во время "арабской весны", для которой стремительный рост цен на хлеб стал, конечно, не главной причиной, но спусковым крючком. Сейчас у нас ситуация еще хуже", - говорил на этой неделе Мартин Фик в интервью немецкому телеканалу ZDF. Серьезность восприятия ситуации подчеркивают и заявления министра экономического развития и сотрудничества Германии Свеньи Шульце. По ее словам, решение продовольственной проблемы должно стать важной составляющей частью общей политики безопасности.
Поэтому неудивительно, что именно Германия практически с самого начала украинского конфликта начала наиболее активно искать возможности для предотвращения продовольственного кризиса в странах Африки и Ближнего Востока. Как сообщила на этой неделе газета Handelsblatt, правительство Германии совместно с немецким оператором грузовых железнодорожных перевозок DB Cargo намерено обеспечить "зерновой мост" - то есть доставку по суше украинских зерновых в морские порты стран ЕС. "Как уполномоченный по железнодорожному транспорту я обязуюсь обеспечить отправку 20 миллионов тонн зерна, чтобы предотвратить катастрофу голода в мире", - заявил в интервью изданию Михаэль Тойрер, парламентский статс-секретарь немецкого министерства транспорта. К реализации этой масштабной инициативы - речь идет в общей сложности о 20 тысячах составов - Германия намерена привлечь ООН, Еврокомиссию, а также граничащие с Украиной страны Восточной Европы.
Польша окажет Украине помощь в железнодорожных перевозках зерновых. Поставки будут идти в первую очередь в прибалтийские порты, а оттуда уже направляться на мировые рынки. Но помимо борьбы с мировым голодом у поляков и прибалтов, однозначно нацеленных на продолжение прокси-войны с Россией, есть и другой интерес в налаживании украинского экспорта. На вырученные от продажи зерна и других своих товаров средства Киев сможет закупить еще больше оружия и топлива для своей армии, а значит, продолжать боевые действия. Собственно, в этом же заключается и смысл недавней отмены Лондоном пошлин на поставки украинских товаров на рынок Великобритании.
Но пытаясь с помощью украинского зерна предотвратить кризис на своих южных границах, Евросоюз рискует создать другую - уже для самой Украины. Ситуация с продовольственной безопасностью в стране сейчас серьезно изменилась и перспективы нового урожая весьма туманны. Пока Украина формально сохраняет за собой прежний статус "житницы Европы", но вопрос в том, что будет осенью, в том числе с обеспечением продовольствием самих украинцев.