В вузах Беларуси появится новая историческая дисциплина
В работе диалоговых площадок активно участвовал министр образования Беларуси Андрей Иванец. Он убежден в особой актуальности преподавания новой дисциплины в условиях, когда "вопросы искажения, переписывания и перечеркивания истории, абсолютно неоспоримых исторических фактов входят в моду у наших соседей. Неприемлемо, когда наши соседи практически переименовывают День Победы. Наверное, наши европейские коллеги забыли, что именно советская армия освобождала Европу от фашизма".
Знакомство с рукописью учебного пособия "История белорусской государственности" убеждает в том, что новый учебный курс получится необычным и очень полезным для вузовской системы исторического образования. Новый предмет междисциплинарный, он не заменяет и не повторяет курса истории Беларуси. Поистине креативную работу над учебным пособием провели восемь известных белорусских историков во главе с членом-корреспондентом НАН Беларуси, председателем постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Игорем Марзалюком. В числе авторов книги - ректор Могилевского государственного университета Денис Дук, декан исторического факультета БГУ Александр Кохановский. По словам Марзалюка, коллективный труд дает "системный ответ профессионалов на дилетантские речи о фейковости белорусской государственности. Здесь не будет сомнительных концептов, версий, отрицающих статус существования белорусской нации, этнического национализма, фобий, непроверенной информации".
Повествование в учебном пособии не линейное, а многослойное, в каждом из трех разделов книги: "Основные этапы развития белорусской государственности", "Основы государственного строя Республики Беларусь" и "Беларусь на стыке культур и цивилизаций", студенту предстоит встретиться с широкой панорамой исторического наследия на пространстве от Полоцкого княжества до современной Беларуси XXI века. Первокурснику предлагается не только познакомиться с формулировками, отражающими последние достижения современной белорусской исторической науки, но и узнать о дискуссионных проблемах, о которых можно и нужно спорить. Проблемы эти охватывают значительные исторические этапы: это и отношения Полоцкого и Киевского княжеств, и этнический характер Великого княжества Литовского, и место белорусских земель в созданной в 1569 году Речи Посполитой, и роль в развитии белорусской государственности периода нахождения в составе Российской империи, и соотношение позитивных и негативных факторов в советскую эпоху.
По ходу изложения авторы "Истории белорусской государственности" делают несколько важных замечаний, имеющих перспективу дальнейшего развития в исторических исследованиях. Такова, в частности, оценка влияния польского фактора в обширный период истории Беларуси: "Процесс полонизации охватил всю политическую и культурную элиту. В XVII-XVIII веках полонизация охватила даже мелкую шляхту, верхушку мещанства и униатское духовенство. Процесс этот беспрерывно продолжался и после исчезновения Речи Посполитой с политической карты мира, практически до Январского восстания 1863-1864 годов".
В оценке событий ХХ века в книге важное место отводится процессам модернизации на белорусских землях. Справедливо отмечается, что "при всей существенной значимости индустриализации, механизации, урбанизации главное, что создает модернизация, - нового человека. По причине преобладания крестьянского населения именно в деле преобразования белорусской деревни определяются собственные подходы к модернизации, формируется белорусская советская модель ее реализации". Но на практике эта модель не всегда была позитивной: "Одной из важнейших особенностей коллективизации в советской Беларуси являлось создание колхозов главным образом за счет имущества раскулаченных хозяйств... Проводя раскулачивание зажиточной части деревни, советское руководство прежде всего ставило целью стимулировать сплошную коллективизацию, для которой в Беларуси не было ни предпосылок, ни целесообразности".
Особое место в учебном пособии отведено важнейшим проблемам белорусской истории в годы Великой Отечественной войны. Подробно и с привлечением убедительных фактов повествуется о политике немецко-фашистского геноцида в Беларуси, о зверствах пособников гитлеровцев различных национальностей, в том числе украинской, латышской и литовской вспомогательной полиции. Приводятся и дополненные в исследованиях последних лет страшные цифры потерь населения БССР в годы войны: "Преступления фашистов были беспрецедентны по массовости, планомерности и изощренности. По официальным данным, оккупанты расстреляли, замучили, повесили, сожгли живыми, задушили в газовых камерах в Беларуси более 2,2 млн человек. По уточненным сведениям, людские потери составили не менее 2,8-3 млн человек".
В учебной книге содержится и разнообразная информация о союзных отношениях Беларуси и России, в конце третьего раздела книги есть и специальная глава "Беларусь в интеграционных сообществах. Союзное государство России и Беларуси". При доработке текста, которым авторский коллектив занимался последние несколько месяцев, была добавлена информация и о важных событиях последнего времени, в частности, о подписании 4 ноября 2021 года Декрета Союзного государства, утвердившего 28 союзных программ.
Уже в середине мая должен быть готов оригинал-макет доработанного варианта учебной книги "История белорусской государственности". В придачу к ней следом выйдут из печати атлас белорусской государственности и хрестоматия по курсу. Планируется и адаптированный вариант учебного пособия для средних учебных заведений Беларуси.