ФАС разработала новые методические указания по расчету тарифов на электричество для населения.
Сейчас существует целый спектр тарифов, по которым потребители платят "за свет". Например, для жителей с электрическими и с газовыми плитами, для жителей села, дневные и ночные тарифы для установивших специальные счетчики. В некоторых регионах введена соцнорма - если житель использовал больше определенного количества киловатт-часов, то за превышение платит по более высокой ставке. Для предприятий и бизнеса в любом случае ставки выше, чем для населения (обычно в 1,5-2 раза) - действует так называемое перекрестное субсидирование, коммерсанты компенсируют низкие тарифы для населения.
Однако жители зачастую, пользуясь электричеством по низким тарифам, пытаются зарабатывать. "Проблема перекрестного субсидирования актуализировалась в связи с распространением коммерческого майнинга криптовалюты, - говорит эксперт Народного фронта Павел Склянчук. - Аномальное потребление создает перегрузку электросетей, которые не были рассчитаны на такие мощности. Проблема особенна актуальна в Иркутской области, Красноярском крае и Дагестане, где исторически дешевая электроэнергия для населения". Бывает, что дешевое электричество используют в автомастерских при гаражных кооперативах или цехах по деревопереработке, отмечают в Ассоциации "Сообщество потребителей энергии".
Для решения проблемы ФАС предлагает ввести "порог" потребления электроэнергии, который отсечет бытовые нужды от коммерческих. Предполагается подсчитать, сколько киловатт-часов может максимально потратить житель квартиры или дома - с учетом активного использования кондиционеров, плит, утюгов, чайников, телевизоров и прочей бытовой техники.
А все, что потребляется сверх того, будет оплачиваться по более высоким тарифам, пояснил замдиректора "Сообщества потребителей энергии" Валерий Дзюбенко. Определять, сколько электроэнергии можно использовать по низким тарифам, каждый регион будет самостоятельно с учетом местных особенностей. Этот объем может зависеть от расположения помещения (в городе или сельской местности), наличия стационарной электроплиты или электроотопления, продолжительности отопительного сезона, отметили в ФАС.
Например, на юге большое количество электричества уходит на работу кондиционеров, говорит Дзюбенко. При этом одно дело, когда жители охлаждают свою квартиру, и другое - когда кондиционеры работают в десятке номеров мини-гостиницы для курортников. В северных регионах электроэнергия тратится на обогрев и освещение в период долгих полярных ночей. Есть негазифицированные территории, где распространен электрообогрев домов. Установить "отсечку", за которой электричество будет дорожать - задача местных органов тарифного регулирования, говорит Дзюбенко. Она должна быть безболезненной для жителей.
Для многодетных семей и семей с приемными детьми определен порядок защиты от необоснованного роста тарифов, добавили в пресс-службе ФАС. Для них предусматривается возможность применения минимального тарифа без ограничения объемов потребления электроэнергии. Для других категорий граждан регионы самостоятельно могут определять диапазоны электропотребления, в которых действует низкий тариф.
Возможно, сначала планку установят на максимально высоком уровне и будут постепенно корректировать, считает Дзюбенко. Если методические рекомендации вскоре утвердят, то дифференцированные тарифы могут начать действовать со второго полугодия 2023 года.
Вводить ли дифференцированные тарифы, будут решать власти каждого региона. Проект методики существенно расширяет возможности регионов по учету в тарифах климатических, социально-экономических и инфраструктурных особенностей, отмечают в ФАС.
Использование дифференцированных тарифов не отменяет соцнормы. Но смысл соцнормы - скорее, в стимулировании жителей к энергосбережению, говорит Дзюбенко. Также это позволяет более адресно использовать низкие тарифы - пожилой житель "однушки" платит минимум, а обладатель просторного коттеджа может себе позволить вносить большую плату. Сейчас соцнорма используется в каждом десятом регионе, отмечает Склянчук. Например, в Ростовской, Нижегородской областях, в Крыму и Севастополе. Введение соцнормы (как и будущих дифференцированных тарифов) - право, а не обязанность регионов. Причем в первые два года после ее введения тарифы должны отличаться не более чем на 40%. Четыре года назад обсуждалось повсеместное введение соцнормы, но из-за непредсказуемых финансовых последствий для населения от этой идеи отказались, говорит Склянчук.
Использование дифференцированных тарифов не только снизит интерес к майнингу и прочим видам заработка под видом бытового потребления, но также предотвратит скачки напряжения и прочие проблемы с электросетями из-за большого потребления коммерсантами. Кроме того, это позволит перераспределить нагрузку и сократить издержки для бизнеса, который закладывал неоправданную дороговизну электроэнергии в цену производимых товаров, отмечает Склянчук.
Исключение нецелевого использования льготного тарифа сократит избыточную тарифную нагрузку на других потребителей (предприятия, которые и сейчас платят по повышенным тарифам), а это принесет положительные экономические эффекты, говорит Дзюбенко: увеличение налогооблагаемой базы, сокращение расходов бюджетных предприятий и организаций, появление дополнительных ресурсов для инвестирования и развития производства.