Как изменился цветочный рынок за последние месяцы

Участники цветочного рынка после введения новых санкций и падения курса рубля переживают не лучшие времена. До 90 процентов срезанных и горшечных растений, которые продаются в России, - импортные. Сейчас поставки из-за рубежа осуществляются практически в полном объеме. Их снижение может произойти, только если границы будут перекрыты физически. Но такого не было даже в периоды самых жестких коронавирусных ограничений. А вот затраты на приобретение и доставку цветов в зависимости от вида выросли на 40-60 процентов.
Михаил Метцель/ТАСС

До кризиса цены на срезанный цветок зависели от сезона, наличия готового к отгрузке товара в питомниках и свободных мест у авиакомпаний, которые доставляют груз из Эквадора, Колумбии, Кении, Израиля и Голландии. Сейчас на цены повлияли и высокий курс валюты, и физический дефицит качественных цветов. Из-за ограничений на платежи через систему SWIFT и невозможности оплачивать товар через веб-магазины с помощью Visa и Mastercard возникли сложности с оплатой уже отгруженной продукции. Это повлекло за собой задержку или срыв поставок.

В продаже можно найти цветы сотен видов и сортов, но для общего представления о динамике цен можно взять статистику по основным видам, представленным в России. Для наглядности сравним оптовые цены на обычные непраздничные поставки до 14 февраля и 8 марта 2022 года и в текущий момент. Так, роза с высотой стебля 50 сантиметров подорожала с 82 рублей до 112, а 60-сантиметровая - с 94 до 125. Хризантема мелкоцветная ранее стоила 84 рубля, теперь - 109; крупноцветная - 106 и 139 рублей соответственно. Гербера в начале февраля продавалась за 102 рубля, сейчас - за 144. Лилия подорожала с 275 до 342 рублей; альстромерия - с 74 до 93; гвоздика - с 35 до 44.

Это неизбежно ведет к увеличению розничных цен. Так, например, на розы длиной 50 сантиметров ценник поменялся со 175 до 225 рублей за штуку, на 60-сантиметровые - с 94 до 250. Хризантема мелкоцветная стоила 155 рублей, теперь продается в рознице по 205; для крупноцветной это соответственно 195 и 230 рублей. Гербера поднялась в цене со 185 до 210 рублей, лилия - с 425 до 635 рублей, альстромерия - со 160 до 180 рублей, гвоздика - с 75 до 90.

На поставки цветов из стран, находившихся в беспилотной зоне, ничего не повлияло. Поставщики из Эквадора, Колумбии, Кении, Израиля и ряда других стран не разорвали текущие контракты с российскими покупателями, не ввели ограничений против РФ. Поэтому им ничто не мешает отправлять сюда цветы. Самолеты из этих стран следуют в Голландию, где груз консолидируется с товаром от местных производителей, а затем автотранспортом направляется в Россию. Из-за повышенного объема грузоперевозок на границе иногда возникают задержки, но глобальных проблем нет. Затруднения возникли только у тех компаний, которые использовали прямые авиарейсы из Голландии в РФ. Приходится переходить с воздушного транспорта на наземный, который пока следует через европейские страны без ограничений. Разрабатываются новые маршруты поставок цветов, например через Казахстан: самолет летит из Голландии до Алматы или Астаны, а далее цветы едут в Россию по автотрассам.

Поставщики из Эквадора, Колумбии, Кении, Израиля и ряда других стран не разорвали контракты с российскими покупателями

Отказы от продолжения работы со стороны европейских партнеров единичны. Подавляющее большинство настроено на продолжение сотрудничества. Однако его ограничивают препоны с проведением оплат из-за санкций. К сожалению, альтернативные банковские системы, такие как "Мир" и UnionPay, пока не поддерживаются в веб-магазинах.

Поставщики цветов стали отдавать товар только при стопроцентной оплате, некоторые стали брать предоплату, банки начали закрывать лимиты по кредитованию. Ужесточились условия возврата бракованной продукции поставщикам (а где-то эта возможность совсем исчезла).

Волна закрытия цветочных магазинов сегодня носит более масштабный характер, чем в предыдущие годы. Некоторые владельцы приняли решение еще до праздников. В цветочном бизнесе закрытие части точек происходит ежегодно. Обычно на освободившееся место приходили новые предприниматели, но сейчас бизнесу стало гораздо тяжелее искать источники финансирования. Большая неопределенность в экономике страны мешает как действующим игрокам цветочного рынка, так и начинающим. Очень сложно что-то прогнозировать и принимать осмысленные управленческие решения. Риски провалов и банкротств существенно возросли. В то же время не стоит забывать, что уход слабых игроков - нормальный процесс.

Перед бизнесменами, которые все-таки останутся на российском цветочном рынке, встает сложный вопрос: как не потерять выручку. С одной стороны, из-за растущей инфляции снижается покупательская способность, а с другой - уменьшается количество предложений в рознице.

Опыт кризисов 2008, 2014 и 2020 годов показал: российский покупатель приобретает цветы невзирая на экономическую обстановку, поскольку это универсальный и красивый способ поздравления. Размер среднего чека не изменится и будет составлять примерно 2-2,5 тысячи рублей за букет. Но количество цветов в нем уменьшится из-за возросшей себестоимости цветов. Иными словами, уменьшится физический объем продаж. А это будет повышать текущие издержки как оптовых, так и розничных компаний.

Но те, кто сможет удержаться на рынке в течение двух-трех месяцев, получат хорошие перспективы: количество цветочных магазинов снизится, и покупатели будут вынуждены совершать покупки в точках, которые смогли выстоять.

Процесс импортозамещения цветов так же, как и продукции других отраслей, начался в 2014 году - после очередной девальвации и первой волны западных санкций. До того отечественные производители работали преимущественно в Краснодарском крае и выращивали тюльпаны к 8 марта. Затем в Московской и Новосибирской областях, а также в ряде других регионов начали активно строить теплицы для роз, хризантем и альстромерий. Были использованы импортные технологии (ростки и удобрения), приглашены агрономы из-за рубежа. На первых этапах качество цветка было значительно хуже, чем у аналогов, выращенных в Эквадоре, Колумбии или Нидерландах. Но сейчас отечественная продукция не отличается от импортной, зато дешевле на 20-30 процентов.

События последних недель помогли российским цветоводам занять еще более выгодное положение на рынке. Спрос на их товар значительно вырос, что позволит питомникам увеличить объем производства и сократить время доставки, снизить транспортные расходы цветочных компаний.

Правительство РФ предусмотрело гранты и льготные кредиты на строительство новых теплиц для цветов. Это, бесспорно, поможет игрокам рынка и защитит их от удара в случае введения очередных санкций против нашей экономики.