Под Ярославлем заложили инновационный катамаран

Строить скоростной пассажирский катамаран с динамической разгрузкой подводными крыльями проекта HSC150B будет рыбинский судостроительный завод в кооперации с предприятиями Иркутска. Трехсторонний договор о строительстве двух судов катамаранного типа в декабре прошлого года подписали ССЗ "Вымпел", Восточно-Сибирское речное пароходство и одна из столичных компаний.

На заводе пояснили, что это инновационный для России тип скоростных пассажирских судов. Такие катамараны предназначены для скоростных пассажирских перевозок на магистральных речных и озерных линиях. Малая осадка существенно расширяет географию пассажирских перевозок, а особенность крыльевого устройства позволяет производить безопасную посадку и высадку пассажиров на необорудованный берег.

"По сравнению с традиционным глиссером, развивающим такую же скорость, катамаран расходует до 40 процентов меньше топлива, несет до 8-10 процентов больше полезной нагрузки. Благодаря особенностям конструкции судна, оно более экологически безопасно, волна, образующаяся при прохождении судна, гораздо меньше разрушает берега. При этом не менее 90 процентов оборудования, материалов и комплектующих для катамаранов изготовлено в России", - рассказали о плюсах будущего судна специалисты.

По словам участвовавшего в церемонии закладки катамарана министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, российские судостроители уже добились существенных результатов, разрабатывая и выводя на маршруты широкую линейку продукции.

- Это и скоростные "Кометы", которые сходят со стапелей завода "Вымпел" с 2017 года, и композитные катамараны "Грифон", и новые "Валдаи" и "Метеоры", и четырехпалубные теплоходы проекта PV-300, которые строят другие верфи страны. Уже в следующем году в этот строй встанут катамараны на подводных крыльях, которые "Вымпел" начинает строить в партнерстве с Восточно-Сибирским речным пароходством и столичной компанией "Машпромлизинг". Это будут экологически безопасные суда малой осадки с мягким ходом, способные вместить почти 150 пассажиров, - заявил глава Минпромторга, подчеркнувший, что закладка инновационного судна - единственно правильный ответ на те вызовы, которые стоят перед российским судостроением в условиях санкционных ограничений. - Мы не остановим, а, напротив, будем запускать новые проекты, добиваясь технологической независимости. И ярославским корабелам отводится в решении этой задачи важная роль, - заявил Денис Мантуров.

Это новый для России тип скоростных пассажирских судов

Эксплуатация нового катамарана должна начаться в навигацию 2023 года на озере Байкал. А потом суда этого проекта "потихонечку начнут завоевывать всю Юго-Восточную Азию", выразил надежду гендиректор Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.

Между тем врио губернатора Ярославской области Михаил Евраев не сомневается, что в перспективе катамараны такого типа можно будет использовать и в регионе. Кроме того, заинтересованность в сотрудничестве с рыбинским предприятием уже выражают и другие области.

Кстати

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) приобрела контрольный пакет акций "Вымпела" в декабре 2020 года. До этого предприятие входило в концерн "Калашников". По словам гендиректора ОСК Алексея Рахманова, рыбинское предприятие - важное приобретение для корпорации, у которого "достаточно большое окно возможностей".