При этом до 97 процентов нефти перерабатывается на заводе "Дагестанские новые технологии". В пресс-службе министерства энергетики и тарифов республики корреспонденту "РГ" рассказали, что подписание новых договоров на поставку углеводородного сырья предусматривает увеличение загрузки именно мощностей НПЗ "Дагнотех".
Сейчас завод загружен всего на треть. В прошлом году здесь переработали 345 тысяч тонн сырья. Было произведено 75 тысяч тонн стабильного газового бензина, 137 тысяч тонн топочного мазута и 127 тысяч тонн топливного компонента. "Предприятие работает на давальческом сырье, вся полученная продукция передается поставщикам сырья - компании "Геофиннефтепродукт", - рассказали в минэнерго региона.
Нефтеперерабатывающий завод "Дагнотех" появился в результате реализации одного из крупнейших в республике инвестиционных проектов. Стоимость строительства первой очереди превысила три миллиарда рублей. Вторая очередь оценивается в 15 миллиардов, из них около половины - собственные средства. Предполагается, что здесь смогут в год перерабатывать около четырех миллионов тонн сырья, глубина переработки увеличится до 90 процентов. Строительство объектов второго этапа позволит выпускать высокооктановый бензин и моторное топливо класса ЕВРО-5.
"Дагнотех" - самый крупный игрок на региональном рынке перевалки и переработки нефтепродуктов. "Остальные нефтеперерабатывающие заводы имеют значительно меньшие мощности. Полученная продукция реализуется на территории республики и транспортируется в соседние регионы", - пояснили в минэнерго РД.
Основная перевалка проходит через Махачкалинский морской торговый порт, который также сотрудничает с Казахстаном и Туркменистаном. Но он не загружен на полную мощность. Отправлять отсюда могут до восьми миллионов тонн продукции в год, однако в 2021-м перевалка углеводородного сырья составила менее четырех миллионов тонн. В минэнерго республики это объяснили в первую очередь сокращением поставок туркменской нефти.
Данная проблема, кстати, возникает регулярно. В 2019 году махачкалинский порт возобновил перевалку нефтепродуктов из Туркменистана после перерыва в несколько лет. Прекращение поставок тогда списали на технологические проблемы и отсутствие склада временного хранения, что препятствовало перевалке наливных грузов, следующих далее железнодорожным транспортом.
"После вмешательства властей энергетическая таможня приняла решение открыть склад временного хранения, был установлен спецтариф на железнодорожные перевозки. Ранее из-за высокого тарифа поставщики неохотно отправляли свою продукцию по железной дороге", - прокомментировали ситуацию в пресс-службе порта. В чем причина нынешнего сокращения поставок нефтепродуктов из Туркмении, не сообщается.
По мнению председателя Общественного совета минэкономразвития РД, профессора Дагестанского государственного университета народного хозяйства Шахмардана Мудуева, нефтяная отрасль принесет Дагестану значительные экономические дивиденды только в случае создания развитой инфраструктуры переработки нефти и газа. Таковой до сих пор нет, впрочем, как и квалифицированных специалистов в данной сфере.
Между тем
В целом рынок нефтепродуктов в Дагестане оценивается в миллион тонн. Основным потребителем топлива является автопарк, ежегодно увеличивающийся на 10-12 процентов. Собственного производства нефти для обеспечения потребностей региона не хватает.
Заведующий лабораторией проблем пространственного развития Института проблем рынка РАН Михаил Чернышов рассказал корреспонденту "РГ", что в Дагестане в ближайшие десятилетия можно добывать около двух миллионов тонн нефти в год. В 2020-м в Дагестане накачали 124 тысячи тонн черного золота и газового конденсата, что составляет около десяти процентов от потребности.