В этих условиях нацпроект "Производительность труда" позволил ускорить и рационализировать многие важнейшие технологические процессы, влияющие на качество обслуживания пассажиров и скорость перевозок. Как, впрочем, и в других регионах.
Делается это на основе технологий бережливого производства. Их активно внедряют при ремонте локомотивов и железнодорожного полотна, производстве техники для железных дорог. Помогают работникам отрасли эксперты Федерального и региональных центров компетенций. КЖД стала участником нацпроекта год назад. Первую рабочую группу для его реализации создали в Джанкойском локомотивном депо. Начали с диагностики и хронометража всех производственных процессов. Каждый шаг и действие рабочих фиксировали с помощью "диаграммы Спагетти" - графического изображения движения работника при выполнении работ, а каждую единицу оборудования проверяли на эффективность.
В итоге ремонт путей удалось рационально вписать в "окна" между движением поездов, а непроизводственные потери рабочего времени сократились на четверть. Внедрили систему 5С (сортировка, систематизация, соблюдение чистоты, порядка, постоянное совершенствование). Навели порядок, одним словом. За год на дороге добились роста производительности труда в 1,6 раза. Три года назад начали внедрять технологии бережливого производства и на Тульском заводе "Тулажелдормаш". За это время реализовано более 800 проектов, один из них - перевод деталей с ручной на автоматическую обработку. Доход предприятия вырос более чем в 2,5 раза, на 1,5 миллиарда.
Специалистов для всех этих перемен готовит Уральский госуниверситет путей сообщения. Второй год здесь набирают абитуриентов по профилю "Экономика труда". Это совместный проект РЖД и вуза. Дорога оплачивает половину стоимости обучения и обеспечивает трудоустройство. Такое направление открыто уже в трех вузах - помимо екатеринбургского в московском и иркутском. Профессия, которая сочетает знание технологических и экономических процессов, считается престижной.