Подорожает ли строительство аэродромов из-за новых правил

Новый свод правил (СП) строительства и реконструкции посадочных площадок для авиации вызвал неоднозначную реакцию в отрасли. Документ минстроя, где речь идет в том числе о строительстве у посадочных площадок пассажирских комплексов, оборудовании их дорогостоящим освещением и системами охраны, приведет к подорожанию таких площадок или и вовсе - к отказу от их обустройства, считают эксперты. В минстрое настаивают, что документ, напротив, упростит и сделает строительство дешевле.
iStock

Новые правила будет просто невозможно выполнить, считает гендиректор Ассоциации гражданской авиации "Аэропорт" Виктор Горбачев. Разработчики новых документов часто ориентируются на условия регионов Центральной России, но половина аэропортов находится в Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктике, отмечает он.

"Представьте аэропорты, которые находятся в Якутии или на Колыме. Там тундра, туда практически ничего нельзя завезти. Нет железнодорожного и автомобильного сообщения, нет навигации на реках. Поэтому ни о каких единых строительных нормах нельзя говорить, к каждому аэропорту нужно подходить индивидуально", - говорит он.

Новый документ предлагает очень затратный механизм строительства, считает Горбачев, стоимость может вырасти минимум в 3-4 раза, а по времени процесс затянется на несколько лет. "Самим владельцам площадок, без поддержки государства, с этим справиться невозможно. Потому что собственных денег у них нет и не может быть, ведь частота полетов с площадки малой авиации от одного вылета в день до одного в неделю", - поясняет представитель отрасли. По его мнению, требования новых правил избыточны и не влияют на повышение безопасности полетов.

Нововведения ставят под угрозу развитие малой авиации, считает гендиректор аэропорта Горно-Алтайск Сергей Круглов. Сейчас, чтобы организовать место для взлета и посадки, понадобится всего 300-400 тысяч рублей - на выравнивание участка, установку знаков, указателей ветра. По новым правилам это обойдется в десятки миллионов рублей, поясняет он.

Затруднительными для выполнения могут оказаться требования к инженерному оснащению, так как для большинства площадок может потребоваться закупка дорогого радиологического, метеорологического и иного оборудования. Расходы лягут на собственников площадок, в том числе на бюджеты муниципальных образований, рассказали в департаменте транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого АО.

Между тем в минстрое настаивают, что новый свод правил не устанавливает излишних требований и позволит сокращать издержки на обустройство посадочных площадок.

Разработка нового СП была инициирована профессиональным сообществом для обеспечения создания авиационной инфраструктуры на нефтегазовых месторождениях в рамках задачи по загрузке Севморпути, отмечают в министерстве. Ранее документа, регламентирующего требования к проектированию таких площадок, особенно на нефтегазовых месторождениях и других труднодоступных территориях, не было. Это вызывало необходимость разработки специальных технических условий (СТУ) на такие объекты, что усложняло процедуру прохождения экспертизы и повышало стоимость строительства.

В Минстрое настаивают, что документ упростит строительство и сделает его дешевле

Свод правил дифференцирует требования к посадочным площадкам разных типов (в зависимости от воздушного судна, назначения работ, типа покрытия и пр.). Состав зданий и сооружений наземной инфраструктуры определяется на этапе разработки техзадания. Документ не обязывает строить объекты инфраструктуры, включая здание с раздельными зонами для обслуживания пассажиров и грузов, зонами предполетного контроля безопасности, помещений для сотрудников и обработки почты, отмечают в минстрое.

Требование к наличию служебно-пассажирских зданий (с зоной предполетного контроля и помещениями для обработки почты) предусмотрено только для нужд коммерческих воздушных перевозок.

Новый свод правил расширяет возможности строительства авиационной инфраструктуры и снижает неэффективные финансовые и временные затраты, говорит начальник управления по научной работе и сертификации Института гражданской авиации "Аэропроект" Максим Суладзе. "Документ дает необходимую нормативную основу и инструменты для создания разных объектов в зависимости от конкретных имеющихся задач и условий местности. Также данный свод правил вводит в правовое поле фактически установившиеся и наиболее эффективные практики возведения посадочных площадок", - говорит эксперт.

В документе не устанавливается специальных требований для посадочных площадок для планеров, автожиров и дельтапланов. Ширина взлетно-посадочной полосы может варьироваться в зависимости от типа воздушных судов. Требования о наличии дизельных автономных электростанций и удалении посадочных площадок от границ ЛЭП не менее чем на 500 метров, основаны на уже действующих требованиях федеральных авиационных правил и других документов, добавляют в ведомстве.

Наличие сертифицированных элементов системы светосигнального оборудования устанавливается Воздушным кодексом. Вместе с тем аналогичные требования СП 511 применимы, только если в задании на проектирование предусмотрены соответствующие объекты инфраструктуры. Дополнительных сертификационных и иных процедур для "проверенных производителей света" документом не установлено.

Документ дает нормативную основу и инструменты для создания разных объектов в зависимости от конкретных задач и условий местности

Таким образом, новый СП 511 не устанавливает излишних и обязательных требований, в том числе ведущих к необоснованному удорожанию строительства, подытоживают в минстрое. До утверждения документ прошел публичное обсуждение, экспертизу технического комитета (ТК) 465 "Строительство", в рамках которого все замечания Ассоциации "Аэропорт" были приняты и учтены, добавляют в ведомстве. Свод правил также был согласован с минтрансом и Росавиацией.