Какие правила нужны для развития малой авиации

С апреля у нас в стране появились новые требования к строительству и реконструкции посадочных площадок для малой авиации, разработанные минстроем России.

Напомню, что в конце прошлого года отрасль едва пережила постановление правительства РФ №1603, по которому с октября 2021-го были введены избыточные требования безопасности для малых посадочных площадок и ветродромов. Тогда из-за невозможности выполнить эти условия в Сибири и на Дальнем Востоке были приостановлены рейсы малой авиации, в том числе в отдаленные районы Республики Алтай - Кош-Агач и Усть-Коксу. Только после вмешательства президента России это постановление было отменено, и рейсы возобновились. И вот очередные нововведения опять ставят под угрозу развитие малой авиации.

На этот раз федеральный минстрой разработал новый свод правил строительства и реконструкции посадочных площадок, которые, по мнению их создателей, должны удешевить проектирование таких объектов. Но, согласно действующим федеральным авиационным правилам (приказ минтранса РФ N69 от 04.11.2011), чтобы организовать место для взлета и посадки с грунтовой полосой, понадобится всего 300-400 тысяч рублей на выравнивание земельного участка, установку специальных знаков и указателя направления ветра. И все. Тогда как по новым правилам минстроя обустройство посадочной площадки теперь предполагает обязательное строительство зданий для обслуживания пассажиров и грузов, что обойдется уже в десятки, а то и сотни миллионов рублей. Где же тут удешевление?

Такое решение принимается в то время, когда нам необходимо активно развивать малую авиацию и собственное авиастроение. Сегодня в стране появился свой отечественный легкомоторный самолет "Байкал". Но чтобы его выпускать крупными сериями, нужно налаживать внутрирегиональные пассажирские перевозки, связывать города и села с краевыми и областными центрами, где развита большая авиация. А новые требования в несколько раз увеличивают затраты на организацию посадочных площадок, что, соответственно, значительно повышает себестоимость перелетов.

Предприниматели и рады бы приобрести отечественные самолеты и наладить внутренние рейсы, чтобы перевозить туристов и жителей отдаленных районов, но из-за принятия подобных документов отказываются от таких проектов.

Сегодня действуют федеральные авиационные правила, где четко прописаны все требования к посадочным площадкам, и не нужно больше ничего изобретать. Правила должны быть просты и понятны всем участникам авиарынка, а главное, стабильны. Тогда это станет стимулом для развития малой авиации и отечественного самолетостроения.

Цифра

58 аэропортов и аэродромов насчитывается в СФО.